При какой температуре срабатывает и включается вентилятор ВАЗ-2114
Многие автомобилисты в процессе эксплуатации ВАЗ-2114 сталкивались с тем, что включается вентилятор охлаждения двигателя. Только вот не все знают, при какой температуре он должен срабатывать. Этот показатель неразрывно связан устройством системы охлаждения и заложенной программой ЭБУ.
Устройство системы охлаждения и принцип включения вентилятора
Индикатор температуры двигателя
Прежде чем приступить непосредственно к рассмотрению температуры, при которой включается вентилятор охлаждения, стоит понять сам принцип работы. Так, охлаждающая жидкость циркулирует по системе и выводит тепло с двигателя в радиатор. Этот элемент, в свою очередь, проводит естественное охлаждение жидкости встречным потоком воздуха.
Если природного охлаждения не хватает, то включается вентилятор. Это происходит при определенных условиях.
Прежде чем рассмотреть все факторы и температуру включения вентилятора стоит понимать устройство системы охлаждения и циркуляцию охлаждающей жидкости:
1 – элемент в виде пробки для бака расширения; 2 – расширительный бачок; 3 – шланг отвода жидкости из патрубка; 4 – шланг проходящий между радиатором и бачком расширительным; 5 – шланг отводящий от радиатора; 6 – бачок с лева от радиатора; 7 – трубка алюминиевая; 8 – системы заглушки; 9 – бачок с права от радиатора; 10 – пробка для слива; 11 – середина радиатора; 12 – кожух для электрического вентилятора; 13 – пластиковые крылья электрического вентилятора; 14 – электрический двигатель; 15 – насосный шкив зубчатый; 16 – крыльчатка насоса; 17 – ремень привода вала распределительного; 18 – блок для двигателя; 19 – насосная труба; 20 – шланг для радиатора с подводящей функцией; 21 – шланг радиатора отопителя с функцией отвода; 22 – шланг подводящий охлаждающую жидкость к дроссельному патрубку; 23 – выпускной патрубок; 24 – шланг для заправки; 25 – шланг радиатора отопителя с функцией подвода; 26 – термостат; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 28 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости.
Какой должна быть температура двигателя?
Согласно автомобильной международной конвенции от 1.12.1992 года, где собралось 92 представителя автоиндустрии, было решено установить единый стандарт для температуры двигателя в рабочем состоянии.
Этот показатель составляет – 90 градусов Цельсия с максимально допустимым отклонением не более 3 градусов Цельсия.
Схема включения вентилятора охлаждения
Но, учитывая регион эксплуатации и температуру окружающей среды, данная температура имеет свойства подниматься. Именно для этого автопроизводители придумали вентилятор системы охлаждения, который проводит дополнительное охлаждение жидкости в системе. Он приводится в работу при помощи датчика температуры, который определяет её в двигателе и расположен непосредственно на силовом агрегате.
Когда включается вентилятор на ВАЗ-2114
Согласно решению конвенции и внутренних нормативных документах завода АвтоВАЗ граничными показателя температуры охлаждающей жидкости являются – 85-105 градусов.
Таким образом, для нормального функционирования двигателя температура системы не должна подниматься выше 105 градусов. Именно такой показатель является отправной точкой включения вентилятора системы охлаждения. Эти данные забиваются в электронный блок управления, который как раз и регулируют работу вентилятора.
Схема включения вентилятора выглядит примерно так: температура двигателя достигает 105 градусов Цельсия, затем датчик отдает сигнал на ЭБУ, который включает вентилятор и останавливает его, когда температура в системе стала 93-99 градусов Цельсия.
Датчик температуры охлаждения
В летнее и зимнее время, как показывает практика, вентилятор включается при разной температуре и на разный срок. Летом принудительное охлаждение будет включаться чаще, поскольку радиатор охлаждается горячим потоком воздуха. В зимнее время, вентилятор почти не включается или работа его ограничена малым сроком, поскольку природного охлаждения вполне достаточно. Поэтому основные поломки радиатора происходят в тёплое время года.
Единственным нюансом, когда охлаждение в зимнее время будет часто включаться, если неисправен термостат (см. «замена термостата на ВАЗ-2114«).
Выводы
Было определено, что нормальной рабочей температурой охлаждающей жидкости ВАЗ-2114 является 85-105 градусов Цельсия.
В таком случае, температура включения вентилятора охлаждения будет иметь значение – 105 градусов Цельсия.
Источник: https://carfrance.ru/temperatura-vklyucheniya-ventilyatora-vaz-2114/
Рабочая температура двигателя 16 кл. Приора ⋆ I Love My Lada
От рабочей температуры бензинового инжекторного 16-клапанного двигателя ВАЗ 21126 зависит не только ресурс мотора, но и ряд других эксплуатационных показателей.
При рабочей температуре ниже или выше номинальной теряется мощность и динамика, температура влияет на работу отопителя и качество смесеобразования. А это влечет за собой и показатели по расходу топлива и ресурсу двигателя в целом.
Сегодня разберемся в том, как изменить рабочую температуру двигателя Приоры, десятки и Калины 16 клапанов, какая температура нормальная и как влияет вентилятор системы охлаждения на работу двигателя.
Номинальная рабочая температура двигателя ВАЗ 21126 Приора
Чтобы узнать какая нормальная рабочая температура в инжекторном двигателе Приора 16 кл., достаточно изучить заводскую техническую документацию. В ней говорится, что согласно Международной конвенции автопризводителей, рабочая температура в бензиновых двигателях с инжекторной системой питания должна быть в пределах 90 градусов. Конкретно приоровский двигатель ВАЗ 21126 должен работать в диапазоне температур от 87 до 103 градусов.
Датчик температуры Лада Приора
Это способствует нормальной корректной работе системы питания, максимальной производительности двигателя, а кроме того, содержание вредных веществ в выхлопных газах соответствует актуальным на то время стандартам Евро3.
Да и мощность двигателя, как показывает практика, сохраняется в пределах паспортной — около 98 сил на 5,5-5,6 тысяч оборотах в минуту.
Опять же, судя по отзывам, да и исходя из практики, расход топлива при перегреве может увеличиваться на 15-25%, а при эксплуатации двигателя на температурах охлаждающей жидкости ниже 85 градусов, расход увеличивается на 10-18%.
Когда включается вентилятор на ВАЗ 21126 и как это влияет на работу двигателя
Поскольку двигатель ВАЗ 21126 совсем незначительно отличается от основного двигателя ВАЗ 2110 (21124), то и температурные режимы работы у них одинаковы, это касается всех 16-клапанных ВАЗовских моторов. Другое дело, что водитель в реальном времени может оценить температурный режим работы только по двум показателям, да и то не слишком объективным — это стрелка указателя температуры жидкости на приборном щитке и по моменту включения вентилятора системы охлаждения.
Расположение датчика температуры, этот датчик работает только на указатель на приборной панели
По стрелке, ясное дело, много не узнаешь, ее показания носят скорее символический характер. А вот вентилятор на Приоре и ВАЗ 2110 срабатывает при четко установленной температуре охлаждающей жидкости. Дело в том, что система управления двигателем (ЭСУД) имеет более точные данные о температуре, чем водитель. Это датчики, расположенные в блоке цилиндров, их два.
Один выполняет чисто декоративную функцию и отвечает за показания указателя температуры на приборке. Второй — главный. Визуально он отличается тем, что к нему подключены два провода, а не один, и именно он сообщает ЭСУД реальную температуру антифриза. Он дает блоку точную информацию и посылает команду на включение вентилятора.
Датчик включения вентилятора, расположен возле термостата, выше датчика указателя температуры
При этом температура двигателя падает в среднем на 5-7 градусов, если карлсон включается вполсилы, а если с полной нагрузкой, то температура выравнивается с 105-107 ˚С до номинальных 96-98 градусов в зависимости от скорости движения и температуры за бортом.
Датчик температуры Приора. Как проверить
Следовательно, вся ответственность за включение вентилятора, а, следовательно, и регулировку рабочей температуры, лежит на датчике. Конструкция его проста. Это обычный термодатчик, который при изменении температуры изменяет силу подаваемого ответного импульса. Вот как выглядят характеристики датчика температуры двигателя ВАЗ 21126 Приора и Калина:
100 | 123 |
80 | 215 |
60 | 667 |
40 | 1459 |
20 | 3520 |
9420 | |
-20 | 28680 |
-40 | 100700 |
Естественно, с изменением температуры будет изменяться и напряжение датчика.
110 | 0,5 |
80 | 0,8-1 |
60 | 2-2,5 |
40 | 2,7-3 |
20 | 3-3,2 |
4-4,5 | |
-20 | 6 |
-40 | 10 |
Методика проверки датчика температуры включения вентилятора Приора, Калина, ВАЗ 2110
Следовательно, имея на руках мультиметр и в руках некоторые навыки работы с ним, можно запросто проверить датчик температуры. Для этого необходимо знать до какой температуры он нагрет (что несложно выяснить с помощью простого термометра), и считать показания мультиметра. Теперь отпадает вопрос о том, как выяснить температуру включения вентилятора на Приоре, Калине и ВАЗ 2110 с 16-клапанным двигателем ВАЗ 21126, а также можно сделать простой вывод.
Как только температура антифриза достигает 110 ˚С, сопротивление датчика составляет около 133 Ом. При этом ЭСУД подает сигнал на включение вентилятора. При сопротивлении датчика около 188 Ом при температуре 97-98 ˚С вентилятор автоматически отключается.
Принципиальная схема подключения датчика включения вентилятора
Таким образом, мы выяснили принцип работы вентилятора системы охлаждения автомобилей Приора и Калина с 16-клапанным двигателем ВАЗ 21126, а также показания нормальной температуры в системе охлаждения.
Источник: http://lada.i-love-mycar.com/rabochaja-temperatura-dvigatelja-priora/
По какому принципу работает датчик включения вентилятора и как правильно проверить его на наличие неисправностей?
Двигатель автомобиля преобразует в полезную работу лишь часть энергии сгорания топлива. Значительный процент уходит на разогрев корпуса агрегата, который требуется охлаждать. Надежность функционирования системы охлаждения напрямую зависит от исправности проводки и датчика включения вентилятора.
Датчик включения вентилятора предназначен для выполнения функций:
- активации крыльчатки вентилятора при достижении определенной температуры;
- регулировки частоты вращения вентилятора при охлаждении (не на всех автомобилях);
- выключения вентилятора, что предохраняет силовой агрегат от переохлаждения.
Где находится датчик и как он работает?
Датчики включения вентилятора располагаются на элементах системы охлаждения. Точка установки размещена на пути потока жидкости, подаваемого из рубашки двигателя в радиатор. Это связано с тем, что жидкость в этой магистрали будет иметь наивысшую температуру.
Датчик автомобиля ВАЗ, установленный в нижней части радиатора
Возможные места установки:
- корпус термостата вне клапана;
- головка блока цилиндров;
- нижний патрубок радиатора;
- боковая часть радиатора.
На некоторых автомобилях датчик совмещен с термометром охлаждающей жидкости. Включение вентиляторов выполняется блоком управления по данным о температуре. При этом на радиаторе имеется дополнительный датчик, применяемый для работы климат-контроля или кондиционера. Срабатывание любого из устройств включает оба вентилятора (на радиаторах двигателя и кондиционера). Подобное решение встречается на японских автомобилях.
На автомобилях могут применяться два датчика включения вентилятора, стоящие на входе и выходе патрубков из радиатора. Подобная схема позволяет поддерживать температуру в узком диапазоне.
Разновидности
На автомобилях для включения вентилятора применяются следующие типы датчиков:
- биметаллический;
- восковый;
- терморезисторный;
- датчик, работающий на разрыв или на замыкание цепи.
Первые два типа датчиков имеют электромеханическую схему работы и могут быть двух разновидностей:
- односкоростной, оснащенный единой контактной группой, управляющей вентилятором в одном диапазоне температур;
- двухскоростной, оборудован парой контактных групп, настроенных на работу при различных диапазонах температур.
Независимо от типа, датчики представляют собой металлический корпус, оснащенный резьбой. В качестве материала корпуса применяются цветные металлы на основе меди (бронза или латунь), обеспечивающие повышенную теплопроводность. На корпусе имеется шестигранник под ключ, служащий для установки детали. На верхней части датчика расположен разъем подключения проводки.
Биметаллический датчик
В биметаллическом датчике установлена металлическая пластина. В нормальном состоянии контакты разомкнуты. По мере нагрева пластинка деформируется и замыкает цепь, подавая управляющий сигнал на реле включения электромотора крыльчатки. Встречаются датчики, активирующие мотор вентилятора напрямую без реле. При охлаждении жидкости пластинка возвращает исходную форму, и подача тока на двигатель прекращается.
Принцип работы датчика на карбюраторном двигателе
Восковый датчик
Производились датчики, для которых в качестве рабочего вещества использовался воск или церезит (или иное вещество, обладающее значительным коэффициентом температурного расширения). По мере разогрева он расширялся и сдвигал металлическую мембрану, связанную с контактами. По мере охлаждения объем воска уменьшался, и под действием пружины контакты размыкались.
Датчик с восковым элементом
Терморезисторный датчик
Терморезисторный датчик работает по принципу изменения сопротивления резистора, установленного в потоке жидкости. Изменение температуры фиксируется электронным блоком, который пересчитывает значение температуры в соответствии с графиком.
Датчики, работающие на разрыв или на замыкание цепи
Устройства, включающие вентилятор при разрыве цепи, часто встречаются на автомобилях японского производства. Проверить тип датчика можно путем снятия штекера. При демонтаже колодки с датчика, работающего на разрыв, произойдет включение вентилятора.
При какой температуре срабатывает датчик включения вентилятора?
Температурный диапазон срабатывания датчика зависит от типа питания двигателя. На карбюраторных машинах применяются устройства с диапазоном включения в пределах 82-110 ºС. Температура активации выбивается на корпусе детали. На автомобилях одной модели могут встречаться датчики, оттарированные на разную температуру.
Согласно стандарту, датчики разбиты на четыре группы по температуре работы:
- 82-87 ºС;
- 87-92 ºС;
- 92-99 ºС;
- 104-110 ºС.
На российских автомобилях применяются датчики первых трех групп. Двигатели иностранных автомашин рассчитаны на более жесткий температурный режим, поэтому на них часто встречаются устройства четвертой категории.
С началом использования систем распределенного впрыска температура включения вентилятора определяется настройкой блока управления двигателем. Датчик просто передает информацию о температуре в блок управления, который принимает решение о включении вентилятора согласно заложенной программе.
На инжекторных машинах можно запрограммировать пороговые значения температуры, при которой датчик включения вентилятора сработает. Делать это следует аккуратно, поскольку легко нарушить температурный режим и повредить двигатель.
Как проверить датчик включения вентилятора?
Датчик включения можно проверить, не снимая его с автомобиля, или в демонтированном виде. Проверка не снятого устройства позволяет проконтролировать исправность девайса, а диапазон температуры срабатывания можно проверить, только демонтировав изделие с автомобиля.
Проверка снятого датчика:
- Подготовить емкость, термометр и мультиметр. Мультиметр устанавливается в режим омметра.
- Поместить датчик в воду, нагреть ее до требуемой температуры. При невысокой температуре сопротивление датчика показывается, как бесконечное.
- Дождаться момента резкого уменьшения сопротивления. Проверить температуру включения датчика.
- Постепенно охлаждая воду, определить температуру размыкания контактов.
- Сравнить полученные данные с паспортными значениями.
При отсутствии тестера датчик включения вентилятора можно проверить контрольной лампочкой, которая зажигается в момент срабатывания контактной группы.
Секретами проверки датчика вентилятора делится автор видеоролика Дмитрий Мазницин.
В авто с карбюраторным двигателем
Последовательность проверки датчика на автомобиле с карбюратором:
- Выключить зажигание.
- Аккуратно снять провода с датчика. При демонтаже держать руки и одежду на расстоянии от крыльчатки вентилятора, поскольку пуск электродвигателя возможен и при выключенном зажигании.
- Соединить провода в штекере.
- Включить зажигание. Вентилятор должен начать работать. Если механизм вращаться не начал, то проблема кроется в электродвигателе или проводке.
Допускается эксплуатация двигателя автомобиля с замкнутыми контактами проводки, идущей от датчика. Соединенные кабели должны быть изолированы от замыкания на кузов автомобиля.
В авто с инжекторным двигателем
Процедура проверки датчика на инжекторном автомобиле:
- Снять колодку разъема с датчика.
- Включить зажигание. На комбинации приборов может активироваться индикатор Check Engine, указывающий на ошибку в системе охлаждения.
- Запустить двигатель. Через некоторое время блок управления мотором перейдет в аварийный режим и принудительно запустит вентилятор на постоянную работу.
- После приезда в автосервис требуется провести диагностику автомобиля и удалить записанные в блоки управления ошибки.
Если включение вентилятора в аварийном режиме не происходит, то проблема кроется в приводе крыльчатки или проводке. Автомобиль доставляется на сервис при помощи буксира или эвакуатора.
Как правильно произвести замену датчика включения вентилятора?
Типовой набор инструмента и приспособлений для замены:
- набор головок;
- удлинитель с трещоткой;
- плоскогубцы;
- отвертка с плоским жалом;
- герметик;
- головка для снятия датчика или подходящий гаечный ключ;
- емкость для слива жидкости (на 5-6 л);
- охлаждающая жидкость для доливки (0,4-0,5 л).
Последовательность шагов при замене:
- Охладить двигатель до комфортной температуры.
- Подставить емкость и слить охлаждающую жидкость из радиатора. Для доступа к крану слива, возможно, потребуется снять защиту картера двигателя или пластиковые брызговики. На некоторых автомобилях требуется демонтаж патрубка системы отопления.
- Отключить от датчика штекер проводки. Осмотреть клеммы, очистить от грязи и следов окисления. Проверить состояние проводов, подходящих к штекеру. При растрескивании или иных дефектах изоляции необходимо заменить изношенный участок. Подключение новых проводов должно выполняться с соблюдением полярности.
- Выкрутить неисправный датчик. Прикладывать большое усилие не рекомендуется, поскольку есть риск поломки радиатора. Для облегчения процесса допускается применение жидкостей типа WD40. Для доступа к месту установки датчика может потребоваться снятие аккумулятора, площадки под него или воздуховодов двигателя.
- Смазать резьбу нового датчика герметиком, предназначенным для работы в условиях повышенных температур.
- Установить на датчик новое уплотнительное кольцо. Повторное использование прокладок не рекомендуется, поскольку не обеспечивается герметичность стыка.
- Вкрутить датчик на место и затянуть с необходимым моментом.
- Установить на датчик штекер проводки.
- Восстановить уровень охлаждающей жидкости в соответствии с инструкцией по обслуживанию автомобиля.
- Прогреть двигатель до рабочей температуры и проверить работу нового устройства. В течение первых дней эксплуатации внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости. Это касается в основном автомобилей отечественного производства, поскольку датчики часто бывают бракованными или настроенными на неправильную температуру срабатывания.
На некоторых автомобилях после включения зажигания проводится диагностика нового датчика, заключающаяся во включении на 15-20 секунд вентилятора охлаждения (на холодном двигателе).
Как подобрать новый датчик?
При покупке нового датчика рекомендуется приобретать устройство того же типа и диапазона, что и стоял ранее. Однако допускается замена прибора на аналогичный, близкий по характеристикам.
Рекомендации по выбору датчика:
- рабочее напряжение датчика должно соответствовать напряжению в бортовой сети;
- штекер подключения должен соответствовать жгуту проводки;
- датчик должен соответствовать току в цепи. Недопустимо применять в цепи прямого подключения вентилятора устройство, рассчитанное на работу с реле;
- температурный диапазон срабатывания должен быть близким к маркировке на поломанном устройстве;
- корпус датчика должен иметь резьбу и длину резьбовой части соответствующего размера.
На современных автомобилях иностранного производства датчик включения вентилятора подбирается по оригинальным каталогам запасных частей.
Сколько стоит датчик?
Стоимость датчика зависит от его типа и марки автомобиля.
Наименование | Цена, руб |
Биметаллический для отечественных автомобилей | от 250 до 400 |
Датчик для бюджетных иномарок | от 700 до 1500 |
Цены актуальны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар |
Стоимость датчиков на некоторые виды транспортных средств может доходить до 3-6 тыс. рублей.
Фотогалерея
Этапы замены датчика на автомобиле Daewoo Nexia.
Слив охлаждающей жидкости Демонтаж штекера проводки Старый датчик, покрытый грязью Установка штекера на место
«Проверка и замена датчика включения вентилятора»
урок по замене и проверке датчика снят каналом АвтоМалярка c Нуля.
Источник: https://avtozam.com/elektronika/sensor/datchik-vklyucheniya-ventilyatora-v-avtomobile/
При какой температуре должен включаться вентилятор на ваз 2114 – При какой температуре срабатывает и включается вентилятор ВАЗ-2114
Многие автомобилисты в процессе эксплуатации ВАЗ-2114 сталкивались с тем, что включается вентилятор охлаждения двигателя. Только вот не все знают, при какой температуре он должен срабатывать. Этот показатель неразрывно связан устройством системы охлаждения и заложенной программой ЭБУ.
Dismay-DSM › Блог › Обманка ДТОЖ или Как понизить температуру включения вентилятора ВАЗ 2114 1.5 8кл
И так, Всем владельцам инжекторных Самар и 10го семейства АвтоВаза известна проблема перегрева движка в летний период времени, а особенно в городских пробках, когда система охлаждения закипает, лопаютса расширительные бочки и патрубки. А всё потому что темпиратура включения вентилятора состовляет 101 — 103°C, а выключение при 97°С.
Как с этим бороться? Существует 3 способа понизить температуру включения вентилятора (по моим наблюдениям и поискам в и-нэте): 1. Перепрошивка ЭБУ, 2. С помощью Бортового компьютера с поддержкой функции “Тропики”, 3. Добавлением дополнительного рэле с кнопкой вкл/выкл в цепь электровентилятора. Первые два варианта дорогостоящие, а на третий (лично мне:)) заморачиватся в лом.
Долго я мирился с этим температурным режимом, меняя патрубки, крышки, бочки, датчики (ДТОЖ), читая посты про переделки всей охлождающей системы двигателя, пока не пообщался с одним знакомым автомехаником у которго в 10ке прогорела прокладка, и он ковыряя свой движок рассказал что хочет собрать какую то там схемку с дополнительным ДТОЖ, чтоб раньше включался винт. охлаждения.
Короче он закинул мне в голову идею для размышления: Как это сделать?!Долго размышляя как подключить дополнительный датчик в схему управления винтом я вспомнил что ДТОЖ — Это ТЕРМОРЕЗИСТОР! а при его нагреве сопротивление уменьшается, чем выше темпиратура, тем ниже сопротивление (Не зря я 4 года учился в радиотехническом техникуме).
Терморезистор — это сопротивление которое меняется в зависимости от воздействия на него температуры окружающей среды!Теперь самое интересное. ПРИ ПАРАЛЛЕЛЬНОМ СОЕДИНЕНИИ РЕЗИСТОРОВ СОПРОТИВЛЕНИЕ УМЕНЬШАЕТСЯ!
И тут я понял что мне надо сделать: всего лишь параллельно подключить к ДТОЖ резистор нужного номинала через кнопку.
Я начал высчитывать какого номинала резистор мне нужен, с помощью таблици сопротивлений на выводах датчика ДТОЖ при различных температурных режимах
Таблица сопротивлений на выводах датчика ДТОЖ при различных температурных режимах
и формулы расчёта параллельных соединений сопротивления подбирал нужный номинал резистора. (с формулой не заморачивался, в и-нэте полно сайтов которые всё сделают за Вас, только укажите номиналы и там всё расчитается). Учитывая что в таблице приблизительные данные, я высчитал 5кОм.
Приобрёл 3 номинала: 4,5; 5; и 5,5 кОм (Стоимость резистора 2р).
По мимо резистора мне понадобились: кусок двойного провода (я использовал 2ве жилы (1 пару) от интернетовского кабеля UTP, в данном случае очень удобно), Кнопка с фиксацией (у меня она была, ниже расскажу для чего она нужна), и разьёмчик к этой кнопке (ну это на ваше усмотрение).
Далее я начал воплощать в жизнь мою идею: протянул провод от датчика (из подкапотного пространства) к центральной части торпеды. одну жилу примотал к первому концу кнопки (проводку разьёма), вторую жилу к одному концу резистора, а вторй конец резистора ко второму концу кнопки (проводку разьёма). Под капотом эти жилы я вставил прямо в разьём ДТОЖ (на сквозь)
Времени ушло примерно минут 30.
Далее я наблюдал как оно себя поведёт, с помощью ELM 327 и планшета с приложением OpenDiag следил за температурой и параметрами движка. На параметры ни как не влияет (на прогретом движке), а вот температура включения винта изменилась на один градус ниже. ( Естественно я заехал в магазин и затарился резисторами от 1кОм до 4кОм, и постепенно их менял понижая номинал. Остановился на 2кОм. При этом номинале винт стал включатся на 97°С (по факту). УРА я этого добился!
Вывод таков: Всё как работало так и дальше работает.
Винт включается и выключается автоматически при достижении определённых температурных параметров ДТОЖ, только благодаря включенной обманке ЭБУ думает что температура достигла 101°С (а по факту температура двигателя 97°С) и включает винт, выключает при 97°С (по факту 93°С) — зато движок не перегревается и работает стабильней, патрубки и расширительный бочёк не вздувает и не рвёт от давления, и крышка расширительного бочка нормально справляется со своими обязанностями!
Вот уже 3 месяца я катаюсь с этой обманкой и нарадоваться не могу))))
А теперь расскажу для чего нужна кнопка: Стационарно резистор включать в цепь ДТОЖ нельзя, т.к. при запуске двигателя ЭБУ в первую очередь смотрит на его температуру и выставляет нужные параметры для старта двигателя (положение РХХ, количество подаваемого топлива и тд. и тп.). Т.е. кнопку включаем только тогда, когда температура двигателя поднимается выше 90°С, кароче в пробках. И главное не забывать выключать при длительных стоянках авто.
Потрачено денег: 2р
Всем Удачи. Надеюсь кому то поможет эта статья.
Источник: https://ford-sun.ru/raznoe/pri-kakoj-temperature-dolzhen-vklyuchatsya-ventilyator-na-vaz-2114-pri-kakoj-temperature-srabatyvaet-i-vklyuchaetsya-ventilyator-vaz-2114.html
Температурное самоубийство: зачем современные моторы обречены на перегрев
У каждого мотора есть рабочая температура, и только при её достижении он работает правильно. После «прогрева» начинает максимально эффективно работать система управления впрыском, система смазки, система ГРМ и остальные подсистемы мотора.
Какой должна быть рабочая температура? Обычно она находится в узком диапазоне от 75 до 105 градусов почти для всех конструкций моторов. Правда, в последние годы для достижения маркетинговых показателей экономичности и экологичности моторы всё чаще заставляют работать при повышенных температурах от 115 до 130 градусов.
Это хорошо только для маркетологов, которые год от года отчитываются о том, что машины стали ещё немного быстрее и «чище». На ресурсе моторов повышение рабочей температуры сказывается исключительно негативно, ибо 120 или 130 градусов — это слишком много как для резиновых и пластиковых элементов навесного оборудования, так и для состояния поршневой группы.
Эрудированный читатель заметит, что 120-130 градусов — это температура холостых оборотов, а на ходу она обычно снижается до приемлемых 85-90. Что, безусловно, облегчает жизнь двигателю, но до поры до времени.
Конкретнее в проблеме разберёмся чуть ниже, а пока изучим, как охлаждаются современные моторы (спойлер: совсем не так, как ваш первый заднеприводный или переднеприводный ВАЗ).
Как работают современные системы охлаждения?
Они устроены значительно сложнее, чем те, с которыми знакомят на уроках в автошколе. Так, у всех ныне продающихся новых машин используется система охлаждения с несколькими скоростями вращения вентиляторов обдува радиатора или даже несколько вентиляторов с несколькими режимами работы. И управляется система не простыми термовыключателями, а через электронный блок управления, в зависимости от скорости, нагрузки, режима работы климатической установки и многих других факторов.
Почти на всех машинах используется регулируемый термостат, имеющий два диапазона работы за счет нагревательного элемента. На некоторых машинах термостата вообще нет — он заменен на модуль золотниковых клапанов с электронным управлением. На многих премиальных машинах стоит «воздушный термостат» — жалюзи с электроприводом, улучшающие аэродинамику машины на высоких скоростях.
Что касается водяных насосов, то простая помпа с приводом от коленчатого вала пока лидирует по распространенности, но есть конструкции с регулируемым приводом или даже с электроприводом помпы.
Столь важную, и к тому же сложную систему необходимо контролировать. У большинства автомобилей есть контрольная лампа температуры, срабатывающая при перегреве, и
указатель температуры двигателя. Почти все автовладельцы считают достаточным условием отсутствия перегрева нахождение стрелки указателя в допустимой зоне, обычно «зеленой» или «желтой», и отсутствие сигнала аварийной системы о перегреве или нехватке антифриза.
Но система контроля тоже управляется электроникой, и старается «не напрягать» автовладельца «лишней» информацией о работе машины. Так, почти всегда стрелочный индикатор и даже цифровые указатели температуры не отражают истинных показателей.
Стрелка будет показывать те же «примерно 90» и при температуре 85, и при температуре 125. В процессе работы машины стрелка может мертво стоять на месте, хотя мотор при работе в пробках будет прогреваться значительно сильнее, чем при движении по трассе. И лишь при настоящем перегреве, обычно при повышении температур до 130-150 градусов стрелка сдвинется с места, перед самым срабатыванием аварийного индикатора.
Единственным надежным способом контроля остается проверка рабочей температуры с помощью сканеров, через OBD-II интерфейс или иной способ доступа к служебной информации блока управления двигателем.
Что такое «штатный перегрев»
Как вы уже поняли, «штатная» работа системы охлаждения сейчас — понятие весьма условное. Даже при отсутствии мигающих красных индикаторов на приборной панели температура может быть уже далека от оптимальной. Например, бензиновые моторы BMW настроены на работу при температурах 115-125 градусов, а реальная рабочая температура может быть еще выше, причём без всяких ошибок.
Да и у куда более простых Opel и VW моторы вполне штатно прогреваются до 115-120 градусов. От таких температур уже недалеко до «настоящего» перегрева, ведь системы охлаждения постоянно находятся под давлением и работают на пределе. Малейшее изменение параметров или утеря герметичности сразу приведут к более серьезной поломке.
У современных машин случается такая неисправность, как «нормальный перегрев». Это когда система управления не может снизить температуру двигателя до оптимальной для данного режима движения, несмотря на задействование всех возможностей, но при этом температура все же меньше «аварийной», когда сработает аварийный датчик и система охлаждения не выдержит давления.
В некоторых случаях происходит локальное повышение температуры части мотора выше конструктивного максимума. Несмотря на кажущуюся «несерьезность» подобной неисправности, она, тем не менее, быстро разрушает двигатель, а водитель машины может даже не догадываться о причине всех неприятностей.
Большая часть автомобилей с регулируемой системой охлаждения возрастом более трех лет в той или иной степени подвержена подобному дефекту. При этом заметить отклонения в работе двигателя непрофессионалу сложно. Ведь индикатор температуры твердо указывает «норму», а то, что машина едет чуть хуже, что кондиционер хуже холодит, что расход топлива растет и понемногу расходуется масло, большая часть водителей не заметит.
Кстати, визит в сервис тут, скорее всего, не поможет, ведь в логах ошибок, скорее всего, будет пусто. А вот расхождение между желаемой и реальной рабочей температурой тем временем составляет до 30-40 градусов. Подобного рода проблемы просто заложены в конструкции современных европейских авто.
Ради уже упомянутых выше показателей экологичности и экономичности на холостом ходу они «обязаны» разогреваться до 120-130 градусов. Это слишком много для работы под нагрузкой, а вот для стояния на месте в пробке — вполне допустимо. Но вот вы трогаетесь с места, да ещё желаете «прохватить».
Моментально скинуть температуру до оптимальных «ходовых» 85-90 градусов невозможно, так что мотор какое-то время будет крутиться при весьма опасных температурах.
Как следствие — детонация, повреждения поршней и выкрашивание покрытий гильз цилиндров на «цельноалюминиевых» моторах. А еще пониженное давление масла, а значит задиры и прихваты. Да и температура поршня и поршневых колец под нагрузкой резко растет, а масло коксуется.
А с возрастом проблема разрастается, ведь из-за грязных радиаторов, проскальзывания ремней помпы, ухудшения теплопередачи от стенок ГБЦ, старения вентиляторов системы охлаждения и просадок напряжения рабочая температура двигателя постепенно перестает снижаться с «холостых» 130 до «ходовых» 90 даже при длительной работе под нагрузкой.
Таким образом «максимальная рабочая» температура становится просто «рабочей», и аварийный режим работы становится штатным для двигателя, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Особенно плохо приходится машинам, которые много времени проводят в пробках. Их система охлаждения большую часть времени работает в самом высокотемпературном режиме, и моторы такого обычно долго не выдерживают. Через несколько лет машина превращается в инвалида.
С двигателем, уверенно расходующим литры масла, с неработающими катализаторами и половиной мощности от штатной.
Да и коробкам-«автоматам» достается не меньше, ведь они обычно охлаждаются через теплообменник, а значит, температура масла в них еще выше, чем температура в системе охлаждения двигателя.
Нештатный перегрев и гибель мотора
«Классический» перегрев с клубами пара из-под капота, клинящим двигателем и другими фатальными последствиями хоть и является зачастую кульминацией такого вот «нормального перегрева», но встречается намного реже.
Если вовремя остановить двигатель, то, скорее всего, серьезных проблем получится избежать. В противном случае можно уже начинать выбирать между «контрактным» двигателем, ремонтом остатков старого или покупкой нового. Ведь коробление ГБЦ, нарушение геометрии блока цилиндров и нарушение резьбы болтов ГБЦ, задиры вкладышей и поршней — это лишь малая часть неисправностей, возникающих при сильном перегреве и утере антифриза.
Номинальной причиной подобной беды обычно является утечка жидкости из системы охлаждения. После чего растет температура различных узлов двигателя и температурный градиент между различными его элементами, вызывая поломки «железа».
Истинные же причины обычно кроются в «нормальном перегреве» на протяжении длительного времени, старении материалов системы охлаждения, постепенной деградации возможностей радиатора, поломке помпы или ее привода. К счастью для многих автовладельцев, серьезные неисправности проявляют себя заранее, например, на очередном ТО, или срабатыванием датчиков уровня антифриза перед появлением сильной течи системы охлаждения и срабатывающей лампочкой аварийного перегрева под нагрузкой.
И что же делать?
Если у вас современный автомобиль, пробег которого уже перевалил хотя бы за 50 000, но вы собираетесь проездить на нём ещё долго и счастливо (а может вообще купили бэушный вариант с пробегом 100+), то вам пригодятся советы, как избавить машину от штатного перегрева.
В следующей части статьи мы расскажем про оптимальный режим езды и некоторые конструктивные доработки двигателя, которые помогут избежать перегревов и исключительно положительно скажутся на его ресурсе.
Источник: https://www.kolesa.ru/article/temperaturnoe-samoubijstvo-zachem-sovremennye-motory-obrecheny-na-peregrev
Датчик вентилятора охлаждения радиатора: как проверить самостоятельно на температуру срабатывания
Вентилятор охлаждения радиатора является одним из ключевых элементов, спасающих мотор от возможного перегрева. Он должен включаться, когда охлаждающая жидкость имеет слишком высокую температуру и недостаточно охлаждается при прохождении через радиатор. Например, такая ситуация возникает при работе двигателя на холостом ходу или движении автомобиля на низкой скорости, особенно при высокой температуре окружающей среды.
https://www.youtube.com/watch?v=C3skSG_WeqI
За включение/отключение вентилятора охлаждения отвечает датчик. Он должен срабатывать при высоких температурах, активируя вентилятор. Если этого не происходит, потребуется замена датчика. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как определить, что вышел из строя датчик вентилятора охлаждения радиатора.
1. Как работает датчик вентилятора охлаждения радиатора 2. Где расположен датчик вентилятора охлаждения радиатора 3. Как проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора
Как работает датчик вентилятора охлаждения радиатора
Чтобы понять способы проверки датчика, необходимо сперва разобраться в его принципе работы. Устроен датчик вентилятора охлаждения радиатора очень просто, но он несколько отличается на карбюраторных и инжекторных двигателях.
В карбюраторе в нем имеется два контакта и биметаллическая пластинка. При нагреве биметаллической пластины до определенной при производстве датчика температуры, контакты замыкаются, и через них начинает протекать ток к вентилятору, включая его в работу.
На инжекторе система активации датчика практически такая же, за исключением того, что команду на включение отсылает блок управления двигателем, анализируя необходимость активации вентилятора на основе информации, поступающей с нескольких других датчиков.
Датчики на карбюраторных двигателях срабатывают при достижении определенной температуры, и водитель может посмотреть маркировку на корпусе устройства, чтобы определить, в каком температурном диапазоне сработает датчик.
Обычно, подобные датчики активируются при температуре от 92 до 97 градусов по Цельсию. Если водитель беспокоится о возможном перегреве двигателя, он может найти в продаже датчик, срабатывающий при более низкой температуре, и установить его.
На инжекторных двигателях температура срабатывания датчика прошивается в «мозги» блока управления автомобилем.
Где расположен датчик вентилятора охлаждения радиатора
Производители определяют место для установки датчика срабатывания вентилятора, в зависимости от конструктивных особенностей двигателя. Чаще всего его размещают в нижней части радиатора, но порой целесообразнее поместить датчик недалеко от термостата и блока цилиндров.
Как проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора
Источник: https://okeydrive.ru/kak-proverit-datchik-ventilyatora-oxlazhdeniya-radiatora/
При какой температуре включается вентилятор охлаждения — Авто-мастерская онлайн
Вентилятор охлаждения радиатора является одним из ключевых элементов, спасающих мотор от возможного перегрева. Он должен включаться, когда охлаждающая жидкость имеет слишком высокую температуру и недостаточно охлаждается при прохождении через радиатор. Например, такая ситуация возникает при работе двигателя на холостом ходу или движении автомобиля на низкой скорости, особенно при высокой температуре окружающей среды.
https://www.youtube.com/watch?v=C3skSG_WeqI
За включение/отключение вентилятора охлаждения отвечает датчик. Он должен срабатывать при высоких температурах, активируя вентилятор. Если этого не происходит, потребуется замена датчика. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как определить, что вышел из строя датчик вентилятора охлаждения радиатора.
1. Как работает датчик вентилятора охлаждения радиатора 2. Где расположен датчик вентилятора охлаждения радиатора 3. Как проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора
При какой температуре включается вентилятор на Приоре: важные особенности теплового режима
Лада нового поколения
Двигатель любого автомобиля, в том числе и Лады Приора, является довольно сложным агрегатом, состоящим из различных механизмов и систем. На стабильную работу движка влияет много факторов, среди которых и температурный режим.
Если тепловой режим силового агрегата будет недостаточным, это окажет влияние на качество образования топливной смеси в цилиндрах. А когда тепловой режим будет выше требуемого, это может привести к заклиниванию цилиндро-поршневой группы, серьезной поломке и длительному и дорогостоящему ремонту.
Вернуться
Принцип работы системы охлаждения
Основной задачей системы охлаждения является обеспечение оптимального температурного режима работы двигателя Приоры. На автомобиле установлена система с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Основным ее элементом является рубашка охлаждения, по которой циркулирует жидкость.
Чтобы сохранить целостность рубашки, следует постоянно контролировать:
- количество
- качество жидкости (например, Тосола).
Если ее количество будет слишком низким, система не сможет должным образом поддерживать тепловой режим силовой установки, и она перегреется. Сильно же разведенный водой Тосол не будет обладать соответствующей морозостойкостью, и в зимнее время возможно размерзание рубашки.
Еще одним важным элементом системы является жидкостной насос (помпа). Задачей помпы является обеспечение циркуляции Тосола по системе. Помпа Приоры имеет ременной привод от коленчатого вала. За состоянием помпы тоже нужно постоянно следить. Если в ней начнет выходить из строя подшипник, она будет подклинивать. Результатом подклинивания будет:
- невозможность поддержания оптимальной температуры;
- вероятность порыва ремня привода ГРМ.
Двигатель Приоры
Это, в свою очередь, приведет к повреждению газораспределительного механизма.
Пока двигатель не наберет нужную температуру, жидкость циркулирует по малому кругу, то есть она движется только по рубашке. Когда же температура будет подходить к норме, жидкость начнет перемещаться уже по большому кругу.
Он, кроме рубашки охлаждения, включает в себя и радиатор с установленным на него вентилятором. Кулер включается в работу только, когда температура жидкости начинает превышать допустимую норму.
Для контроля в рубашку охлаждения встроен датчик температуры, он же датчик включения вентилятора.
За то, по какому кругу двигаться Тосолу, отвечает термостат. Неправильная работа термостата или его заклинивание приведет либо к перегреву агрегата, либо к тому, что он не сможет набрать оптимальный тепловой режим.
Работает данная система на Приоре так:пока силовая установка холодная, термостат находится в положении, которое перекрывает канал, идущий к радиатору. Жидкость, благодаря помпе, циркулирует по рубашке охлаждения. По мере прогрева, термостат начинает приоткрывать канал, и жидкость уже начинает поступать и в радиатор для снижения температуры самой жидкости.
В летнее время, при простаивании в пробке, поток воздуха, проходящий через радиатор, недостаточный, и температура продолжает повышаться. Датчик включения вентилятора контролирует этот показатель, и если она начинает превышать допустимую норму, он включает принудительное охлаждение радиатора, которое дополнительно создает поток воздуха для обеспечения охлаждения Тосола.
Вернуться
Неисправности системы охлаждения
Схема системы охлаждения
Система конструктивно несложная, но за ней нужно постоянно следить. Для начала необходимо знать, какая рабочая температура двигателя у Лады Приора. Для данного автомобиля она составляет 90˚С. Температурный режим двигателя отображается на датчике, расположенном на приборной панели. Во время движения следует постоянно следить за его показаниями.. Если они превышают показатель в 100˚С, следует обратить внимание, включается ли вентилятор.
Проблема, когда не происходит включение вентилятора на Приоре, может скрываться как в нем самом, а также виной перегрева может быть датчик включения вентилятора.
Если обнаружено, что при превышении допустимой температуры включение вентилятора не происходит, в первую очередь следует проверить подключение проводов к нему. Часто случается так, что какая-либо клемма слетает, из-за чего включение вентилятора не происходит.
В случае, когда проводка в порядке, стоит проверить его работоспособность и выяснить, срабатывает ли датчик включения вентилятора. Для этого нужно запустить силовой агрегат и отсоединить провода от температурного датчика, установленного на двигателе. При отсоединении проводов, принудительное охлаждение должно начать работать, если этого не происходит, скорее всего, возникли проблемы с электродвигателем привода.
Если же при отключении проводов он начинает работать, вероятно, вышел из строя датчик включения вентилятора. Вполне возможно, что он неправильно воспринимает информацию о температуре силового агрегата и поэтому не происходит включения. Данная проблема решается тем, что датчик включения вентилятора заменяется.
После того, как датчик будет заменен, следует снова проверить, включается ли принудительное охлаждение радиатора и при какой температуре это происходит. Для этого нужно запустить двигатель и установить средние обороты. При достижении оптимального теплового режима нужно продолжать удерживать обороты, пока температура не повысится и он не включится. Если срабатывание произошло при значении 97-100˚С, можно считать, что система охлаждения на Приоре исправна.
Вернуться
Неисправность термостата
Следить стоит и за термостатом. Если он срабатывает не так, как положено, силовой агрегат не сможет установить оптимальный теплой режим. Чтобы проверить работоспособность термостата, нужно действовать следующим образом:
№ | Действие |
1 | Завести двигатель. |
2 | К патрубку, который идет от него к радиатору, следует приложить ладонь. |
3 | Пока двигатель не наберет оптимальный режим, патрубок должен быть холодным, поскольку циркуляция тосола по большому кругу не производится. |
4 | Только с достижением нужного теплового режима патрубок должен становиться теплым. |
Если нагрев патрубка происходит значительно раньше, скорее всего, термостат заклинил в положении, когда циркуляция Тосола производится по большому кругу. Термостат является элементом, не поддающимся ремонту, он просто заменяется.
Источник: http://1ladapriora.ru/modifikacii/temperatura-dvigatelya-rabochaya.html
Датчик включения вентилятора (ДВВ): что это и какую роль играет? Диагностика и замена ДВВ
18.09.2017
Датчик включения вентилятора, как уже понятно из названия, представляет собой устройство, активирующее вентилятор охлаждения радиатора. Включение происходит в том случае, когда температура охлаждающей жидкости (ОЖ) повышается до опасного уровня.
Во избежание перегрева двигателя и капремонта, ДВВ включает вентилятор и последний в принудительном порядке отводит тепло от радиатора.
Важно не путать датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) и ДВВ, так как это два абсолютно разных датчика. ДТОЖ следит за температурой ОЖ и сообщает о ней в электронный блок управления двигателем (ЭБУ). Сам блок уже принимает решение о необходимости включения вентилятора. Второй датчик ДВВ, как правило, используется для страховки и работает по принципу замыкания контактов после достижения ОЖ определенной температуры. Контакты замыкаются и вентилятор начинает свою работу.
Как устроен датчик включения вентилятора и где расположен?
Расположен ДВВ в нижней части радиатора, а его включение происходит в результате сильного нагрева чувствительного элемента, который расположен внутри датчика. Сам элемент представляет собой биметаллическую пластину, которая при определенном нагреве выгибается, давит на толкатель, который собственно и замыкает контакты.
Выход из строя датчика включения вентилятора явление довольно редкое, но все же иногда случается так, что датчик проходит в негодность, как правило это касается автомобилей отечественного производства. Признаки неисправности ДВВ схожи с поломками ДТОЖ, температура ОЖ растет, при этом вентилятор не включается. Причиной такого явления нередко становится датчик включения вентилятора.
Совет! Если поломка произошла где-то за городом, и вы не знаете, как дотянуть до ближайшего СТО, воспользуйтесь небольшим лайфхаком. Снимите разъем с датчика, затем используя небольшой кусок проволоки, замкните клеммы в разъеме. Таким образом вы замкнете контакты и активируете вентилятор.
Как проверить датчик в домашних условиях?
- Первым делом проверяем провода идущие к датчику и убеждаемся, что проблема не в них, так как в случае проблем с проводкой замена ДВВ не имеет смысла.
- Если проводка в норме приступаем к проверке самого датчика, для этого выкручиваем датчик и готовим все необходимое для проверки. А именно: два провода, емкость с водой, простой мультиметр и мультиметр с термопарой.
- Подсоединяем провода к датчику и к электродам мультиметра.
- Далее наливаем воду в емкость, подвешиваем ДВВ таким образом, чтобы его рабочая часть была погружена в воду, при этом он не должен касаться дна емкости.
- Затем приступаем к нагреву.
Плавно доводим воду до прогретого состояния, это важно, поскольку при резком нагревании или закипании датчик просто не успеет прогреться и эксперимент пройдет впустую. То есть, вода будет кипеть, а датчик останется непрогретым и не сработает, в итоге вы выбросите вполне рабочий датчик в мусорку.
- Следим за прогревом датчика и температурой воды, а также наблюдаем за показаниями мультиметра, который должен работать в режиме измерения сопротивления, проще говоря в режиме «прозвона».
- В зависимости от марки датчика и самого автомобиля температура срабатывания может отличаться, как правило, ДВВ срабатывает при температуре 92-95°С.
Когда температура воды достигнет требуемого значения, например, 92°С, пластина рабочего датчика должна деформироваться и замкнуть контакты, в результате мультиметр должен издать звуковой сигнал и показать на дисплее то, что контакт замкнулся и появилась цепь.
Рекомендую: Самостоятельная замена антифриза на Шевроле Лачетти. Как заменить ОЖ на Lacetti?
Как заменить датчик включения вентилятора?
Как вы понимаете какой-то одной инструкции на все случаи нет, процесс замены будет отличаться в зависимости от марки автомобиля. Однако принцип примерно одинаковый и выглядит следующим образом.
- Первым делом сливается ОЖ, если датчик установлен таким образом, что после его выкручивания не избежать проливания антифриза.
- Затем отключается питание и выкручивается сам датчик включения вентилятора.
- Далее, производится замена посредством установки нового ДВВ на место старого.
- Заливается ОЖ и подключается питание датчика.
После завершения всех работ производим проверку, следим за температурой ОЖ и наблюдаем за тем, как включается вентилятор. Если он включился, значит датчик работает исправно, собираем инструмент и радуемся результату.
На этом у меня все, спасибо за внимание и до новых встреч на АвтоПульсаре! Пока.
Источник: https://avtopulsar.ru/datchika-vklyucheniya-ventilyatora-dvv-chto-eto-i-kakuyu-rol-igraet-diagnostika-i-zamena-dvv/
Датчик включения вентилятора
В автомобильных системах охлаждения с электроприводом вентилятора предусматривается автоматическое включение и выключение вентилятора при изменении температуры охлаждающей жидкости. Главную роль в системе играет датчик включения вентилятора — все об этом компоненте вы можете узнать из данной статьи.
Что такое датчик включения вентилятора?
Датчик включения вентилятора — электронный или электромеханический прибор с контактной группой (группами), которая замыкает или размыкает электрическую цепь в зависимости от температуры. Датчик включается в цепь питания или управления приводом электрического вентилятора системы охлаждения двигателя, он является чувствительным элементом, который подает сигнал на включение или отключение вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости (ОЖ).
Данные датчики применяются только в автомобилях, оснащенных вентиляторами охлаждения радиатора с электрическим приводом. Включение и выключение вентиляторов с приводом от коленвала двигателя осуществляется с помощью вязкостной муфты или другими средствами, которые здесь не рассматриваются.
Типы датчиков включения вентилятора
Все датчики включения вентилятора делятся на две группы по принципу действия:
• Электромеханические;
• Электронные.
https://www.youtube.com/watch?v=POU9yLt2Olg
В свою очередь, электромеханические датчики делятся на два типа:
• С чувствительным элементом на основе рабочего тела с высоким коэффициентом расширения (воска);
• С чувствительным элементом на основе биметаллической пластины.
Благодаря конструктивным особенностям электромеханические датчики могут включаться непосредственно в цепь питания вентилятора (хотя чаще датчик включается в цепь реле вентилятора), а электронные — только в цепь управления приводом вентилятора.
Также электромеханические датчики делятся на два типа по количеству контактных групп:
• Односкоростные — имеют одну контактную группу, которая замыкается в определенном интервале температур;
• Двухскоростные — имеют две контактных группы, которые замыкаются при разных температурах, что позволяет изменять скорость вращения вентилятора в зависимости от температуры ОЖ.
При этом контактные группы могут находиться в одном из двух состояний: нормально разомкнутые и нормально замкнутые. В первом случае вентилятор включается, когда контакты замыкаются, во втором — когда размыкаются (здесь могут использоваться дополнительные схемы управления).
Наконец, датчики отличаются температурой включения/выключения вентиляторов. В отечественных приборах предусмотрены интервалы 82–87, 87–92 и 94–99°C, в зарубежных приборах температурные интервалы лежат примерно в тех же границах, отличаясь на один-два градуса.
Конструкция и принцип работы электромеханического датчика с воском
Это наиболее распространенный тип датчиков включения вентилятора. Основу датчика составляет емкость, заполненная нефтяным воском (церезитом, состоит в основном из парафинов) с примесью медной пудры. Емкость с воском закрыта гибкой мембраной, на которой расположен толкатель, связанный с механизмом привода подвижного контакта.
Привод контакта может быть прямым (с помощью того же толкателя) или косвенным, с помощью рычага и пружины (в этом случае достигается более надежное замыкание и размыкание цепи). Все детали заключены в металлический толстостенный корпус (это обеспечивает более равномерный нагрев рабочего тела) с резьбой и электрическим разъемом.
Принцип действия такого датчика основан на эффекте изменения объема рабочего тела при изменении температуры (он же используется и в автомобильных термостатах).
Воск, который играет роль рабочего тела в датчике, обладает большим коэффициентом температурного расширения, при нагреве он расширяется и вытесняется из емкости.
Расширяющийся воск упирается в мембрану и заставляет ее подниматься — та, в свою очередь, двигает толкатель и замыкает контакты — вентилятор включается. При снижении температуры мембрана опускается и происходит размыкание контактов — вентилятор выключается.
В двухскоростных датчиках используется, соответственно, две мембраны и два подвижных контакта, которые срабатывают в различных интервалах температур.
Датчик монтируется на радиатор охлаждения (через уплотнительную прокладку), его рабочая часть непосредственно контактирует с охлаждающей жидкостью, от которой и нагревается рабочее тело. Обычно на автомобиле используется один датчик включения вентилятора, но сегодня можно встретить и решения с двумя односкоростными датчиками, настроенным на различную температуру.
Конструкция и принцип работы датчика с биметаллической пластиной
Существует множество разновидностей датчиков этого типа, но в общем случае конструкция их довольно проста. Основу датчика составляет биметаллическая пластина той или иной формы, на которой расположен подвижный контакт. Также в датчике могут находиться вспомогательные компоненты для более надежного замыкания контактов. Пластина помещена в герметичный металлический корпус, на котором предусмотрена резьба и электрический разъем для подключения к системе управления вентилятором.
Принцип работы датчика основан на явлении деформации биметаллической пластины при изменении температуры. Биметаллическая пластина — это две приложенные друг к другу пластины из металлов, обладающих разным коэффициентом температурного расширения. При росте температуры металлы расширяются по-разному, в результате биметаллическая пластина изгибается и перемещает подвижный контакт — происходит замыкание цепи (или размыкание при нормально замкнутых контактах), вентилятор начинает вращаться.
Подключение датчика аналогично описанному выше. Датчики данного типа наименее распространены вследствие более высокой цены и сложности.
Конструкция и принцип работы электронного датчика
Конструктивно данный датчик тоже крайне прост: его основу составляет терморезистор, помещенный в массивном металлическом корпусе с резьбой для вворачивания в радиатор и электрическим разъемом.
Принцип работы датчика основан на эффекте изменения электрического сопротивления терморезистора при изменении температуры. В зависимости от типа терморезистора, его сопротивление с ростом температуры может падать или возрастать. Изменение сопротивления терморезистора отслеживается электронной схемой, которая при достижении определенной температуры подает управляющие сигналы на включение, изменение скорости вращения или отключение вентилятора.
В качестве электронных датчиков включения вентилятора используются штатные датчики температуры. Применение электронного датчика, в отличие от электромеханического, позволяет не просто включать и выключать вентилятор, а изменять скорость его вращения в зависимости от температуры ОЖ, обеспечивая эффективное охлаждение двигателя. Однако системы на электромеханических датчиках намного проще и дешевле, поэтому в будущем они вряд ли будут полностью вытеснены.
Как правило, датчики включения вентилятора очень надежны и имеют длительный срок службы, однако в случае поломки их необходимо как можно скорее менять — только так можно обеспечить нормальный температурный режим двигателя в любых условиях.
Еще в этом разделе
Источник: http://www.autoopt.ru/articles/products/23665978/
Принцип работы вентилятора радиатора и основные неисправности
Как известно, во время работы автомобильного двигателя происходит сгорание топлива. При этом образуется большое количество тепла в рамках преобразования тепловой энергии в механическую. При этом излишки тепла необходимо отводить от ДВС во внешнюю среду для предотвращения перегрева механизмов и деталей.
Сам двигатель не должен перегреваться выше оптимальных 80-90°C. Для этого задействуются специальные устройства, которые в комплексе образуют систему охлаждения. Системы охлаждения также разделяются на два типа: жидкостную и воздушную. В современных автомобилях эти два типа систем совмещены и являются гибридными.
Хотя основной принято считать жидкостную систему, отдельного внимания заслуживает и воздушное охлаждение, без которого при определенных условиях двигатель автомобиля неизбежно перегреется. Давайте рассмотрим систему воздушного охлаждения и ее неисправности более подробно.
Неисправности вентилятора системы охлаждения: признаки и способы устранения
Как уже было сказано выше, двигатель внутреннего сгорания является сложной системой, требующей бесперебойной работы системы охлаждения. Иначе произойдет перегрев силовой установки, что может привести к поломке и, следовательно, дорогостоящему ремонту.
Жидкостная система охлаждения, по которой циркулируют специальные охлаждающие жидкости (антифриз/тосол), является закрытой. В двух словах, принцип работы жидкостной системы охлаждения заключается в том, что во время работы двигателя через его рубашку (каналы в БЦ и ГБЦ) циркулирует жидкость, которая отводит лишнее тепло от нагретых деталей.
Затем горячая жидкость попадает в радиатор, охлаждается и снова возвращается в двигатель для его охлаждения. Во время прохождения радиатора нагретая ОЖ попадает в сеть тонких трубочек. Это способствует ее быстрому охлаждению. Также набегающим потоком воздуха при движении ТС излишки тепла выносятся за пределы подкапотного пространства машины.
Однако если воздуха недостаточно (во время простоя в пробках или при работе двигателя на холостом ходу), жидкостная система часто не справляется с задачей. Тогда в работу вступает вентилятор радиатора. Другими словами, подключается воздушная система охлаждения.
Важно понимать, что только при взаимодействии этих двух систем происходит эффективное охлаждение двигателя. Если просто, термовыключатель вентилятора (датчик вентилятора) срабатывает и вентилятор включается. В результате создается поток воздуха и вентилятор работает до того момента, пока не будет достигнута оптимальная температура.
Затем, получив сигнал датчика о понижении температуры, вентилятор радиатора отключается. Кстати, единого стандарта по месту установки вентилятора также не существует. Его могут расположить как перед радиатором, так и за ним. Также нет и четких стандартов касательно самой конструкции вентилятора.
Он состоит, как минимум, из четырех лопастей, скрепленных вместе под специальным углом для максимального забора и подачи воздуха. Самой популярной стала крыльчатка на 8 лопастей. По конструкции привод вентилятора можно разделить на 3 типа:
- механический
- гидромеханический;
- электрический;
Сегодня первый тип практически не используется, особенно на гражданских автомобилях, хотя остается на мощных внедорожниках как наиболее надежный. Второй тип также постепенно отходит на задний план. В любом случае, при выходе устройства из строя необходима немедленная диагностика и устранение причины поломки.
При этом проверка зачастую может быть проведена самостоятельно. Обратите внимание, во время диагностики вентилятор может внезапно заработать и его лопасти серьезно травмируют человека. В особой зоне риска оказываются пальцы.
Проверка вентилятора системы охлаждения
Итак, при поломке современного вентилятора, нужно учитывать, что они зачастую электрические. Как правило, проблема кроется в проводке, датчиках, предохранителях и т.д. Среди основных неисправностей вентилятора можно выделить наиболее распространённые случаи, когда вентилятор охлаждения:
- Не включается.
- Не выключаются.
- Рано включается.
- Неправильно направляет потока воздуха.
Можно проконтролировать работу вентилятора несколькими способами. Если вентилятор не включился, возможно, он не получил необходимый сигнал. В этом случае, в первую очередь, проверяется вся цепочка передачи этого сигнала. Для этого с помощью тестера определяется, есть ли питающее напряжение. Если его нет, то проблема в перегоревшем предохранителе или плохом контакте.
Подавая напряжение на сам вентилятор, проверяется именно его исправность. Если он будет крутиться, значит, проблема не в нем. Если же вентилятор не крутится, лучше обратиться в автосервис. Доехать до СТО можно своим ходом, придерживаясь определённых правил:
- Двигаться со скоростью, не менее 60 км/ч. Тогда функцию сломанного вентилятора выполнит набегающий воздух.
- Включить на максимум печку во время езды, чтобы лишнее тепло вывелось в салон. В салоне будет жарко, зато повышаются шансы на то, что мотор не перегреется;
- Следить за стрелкой температуры двигателя на панели. При ее приближении к красной зоне нужно остановить автомобиль, открыть капот, охладить мотор.
При проверке температурного датчика, его провода отсоединяются и замыкаются между собой. Если проблема в нем, то вентилятор заработает. В таком состоянии можно доехать до ближайшей СТО для ремонта. А если вентилятор не работает, значит его, скорее всего, нужно менять.
https://www.youtube.com/watch?v=OQYKTriYRw4
Если же вентилятор радиатора, наоборот, работает не останавливаясь, значит проблемы в термодатчике, замыкании проводов или в «залипании» контактов реле, когда его контакты не могут разомкнуться и напряжение для работы вентилятора продолжает подаваться.
Причиной постоянной работы вентилятора охлаждения также может стать термостат, отвечающий за поддержание оптимальной температуры двигателя. При превышении температуры антифриза более 90°C, открывается специальный клапан между большим и малым кругом системы охлаждения.
При поломке термостата этот клапан заклинивает, антифриз нередко движется только по малому кругу (не попадая в радиатор для остывания). В результате вентилятор будет работать все время.
Определить эту проблему несложно. Если при ощупывании шлангов радиатора они будут холодными, а сам двигатель горячим, значит проблема в термостате . Добавим, что обычно заклинивание клапана термостата можно решить, постучав по его корпусу. Если это не помогает, значит устройство необходимо снимать и менять.
- Еще вентилятор может включаться раньше необходимости. Скорее всего, это поломка термодатчика, который подлежит замене. Также надо учитывать типы датчиков. Они могут быть рассчитаны на разную температуру (так называемые «летние» и «зимние» термодатчики). Они работают с учетом заданной температуры. Если используется «зимний» датчик, необходимо знать, что он запаздывает и включается немного позже.
В таком случае вентилятор включится до появления сигнала о перегреве. Получается, создается эффект преждевременного включения. Данная ситуация нарушением не является. Если же вентилятор обдувает не двигатель, а радиатор, значит он неправильно установлен. Возможно, были спутаны клеммы при подключении или допущены ошибки. Так или иначе, необходимо произвести правильное переподключение вентилятора.
Что в итоге
Рассмотрев особенности работы вентилятора радиатора, становится очевидным тот факт, что система охлаждения ДВС в комплексе и сам вентилятор охлаждения двигателя позволяют поддерживать необходимый температурный режим ДВС.
Также важно понимать, что бесперебойная работа системы охлаждения зависит от слаженной работы всех составных частей. Например, в норме вентилятор включается при повышении температуры двигателя выше 90°C для его охлаждения, а затем должен отключаться.
Если же вентилятор выходит из строя или работает некорректно, при перегреве мотора неизбежен дорогостоящий или капитальный ремонт. При этом причин для сбоев и нарушений во включении вентилятора много, так как электронные и механические части устройства в процессе эксплуатации нередко дают сбои.
Однако на практике зачастую можно самостоятельно провести диагностику проблемного устройства, выявить причину поломки и, по возможности, устранить неполадки. Напоследок отметим, что большинства проблем, связанных с перегревом двигателя, можно избежать путем профилактических проверок, а также регулярной очистки клемм и контактов вентилятора охлаждения.
Источник: http://krutimotor.ru/ventilyator-sistemy-ohlazhdeniya-dvigatelya-printsip-raboty-neispravnosti/