Как проверить датчик распредвала

Симптомы неисправности датчика положения распредвала

как проверить датчик распредвала

Электроника, управляющая работой двигателя современного автомобиля, получает информацию от группы измерителей, фиксирующих расход воздуха, температуру, состав выхлопных газов и так далее.

В машинах последнего поколения количество измерительных элементов увеличилось – появился электромагнитный датчик положения распредвала (сокращенно – ДПРВ).

Автолюбителям, предпочитающим самостоятельно диагностировать неисправности, стоит ознакомиться с симптомами неполадок указанного прибора и способами его проверки.

Конструкция и местонахождение измерителя

Принцип работы ДПРВ основан на эффекте Холла – датчик реагирует на приближение металлической массы, изменяя напряжение на сигнальном проводе. По конструкции прибор похож на другой элемент – определитель положения коленчатого вала. Внутри пластикового корпуса находится катушка, куда постоянно подводится напряжение бортовой сети 12 В.

Измеритель устанавливается на головке цилиндров двигателя в непосредственной близости от распределительного вала. Последний оснащается специальной пластиной либо шестеренкой, чье вращение воздействует на ДПРВ. Алгоритм работы выглядит так:

  1. После включения зажигания и пуска мотора на датчик подается напряжение питания 12 В. Через третий сигнальный провод элемент отдает контроллеру напряжение величиной 90–95% от исходного.
  2. Когда выступ на вращающейся детали распредвала проходит рядом с корпусом ДПРВ, напряжение на сигнальном контакте падает до 0,2–0,4 вольта в зависимости от конструкции прибора и модели транспортного средства.
  3. По моментам падения напряжения электронный блок четко «видит» фазы газораспределения, своевременно подает топливную смесь в цилиндры двигателя и направляет искровой разряд к нужной свече зажигания.

Примечание. На автомобилях с 16-клапанными моторами устанавливается 2 датчика – по одному на каждый распределительный вал.

Когда измеритель неисправен, электроника не способна контролировать работу газораспределительного механизма. В подобных случаях блок управления уходит в ошибку и ориентируется на сигналы остальных измерителей. Искрообразование и топливоподача корректируется согласно заложенной программе, что сказывается на работе силового агрегата.

Характерные симптомы неполадки

Практика показывает, что неисправность датчика положения распределительного вала не ведет к отказу мотора и обездвиживанию транспортного средства. Двигатель продолжает работать с некоторыми отклонениями, мешающими нормальной эксплуатации авто. Симптомы выхода из строя ДПРВ довольно туманны и похожи на неполадки других измерительных элементов:

  1. Нестабильная работа мотора на холостых оборотах и в процессе движения.
  2. Вместо динамичного разгона после нажатия педали газа наблюдается серия мелких рывков и вялый набор скорости.
  3. Мощность силового агрегата снижается. Эффект становится заметен при увеличении нагрузки – на подъеме, резком ускорении, во время буксирования прицепа.
  4. Индикатор Check Engine на приборной панели загорается не всегда. Но многие водители отмечают, что при неисправном измерителе табло вспыхивает после увеличения оборотов коленчатого вала до 3000 об/мин и более.
  5. Расход горючего закономерно увеличивается.

Если измерительный элемент неисправен, блок управления готовит и подает в цилиндры обогащенную топливовоздушную смесь. Отсюда возникает увеличение расхода бензина и нестабильная работа на холостом ходу. Рывки и падение мощности обусловлены несвоевременной подачей искры – контроллер «не видит» окончания такта сжатия в цилиндре и не может четко определить угол опережения зажигания.

На различных моделях автомобилей отмечаются дополнительные признаки неисправности датчика распредвала:

  • мотор неожиданно глохнет в процессе движения, при этом заводится без проблем;
  • холодный пуск двигателя становится затрудненным;
  • на машинах, оборудованных роботизированной коробкой передач, возникают сложности с автоматическим переключением скоростей;
  • двигатель «троит» – слышны пропуски циклов зажигания, иногда наблюдаются хлопки в выпускном коллекторе;
  • на некоторых авто случается отказ силовой установки из-за отсутствия искрообразования.

Справка. Срок эксплуатации элемента довольно продолжительный. На автомобилях отечественного производства ресурс достигает 80–100 тыс. км, импортного – 150 тыс. км. При поиске причин неисправности вы можете ориентироваться на указанные периоды.

Езда с поломанным измерителем ДПРВ допустима в течение короткого периода. Рывки, обогащенная топливная смесь и ошибки электроники ускоряют износ свечей зажигания и деталей двигателя. После обнаружения перечисленных симптомов машину стоит отправить на диагностику либо отыскать источник проблемы самостоятельно.

Как убедиться в работоспособности ДПРВ?

Простейший способ проверить датчик распредвала – подключить к диагностическому разъему машины автомобильный сканер или компьютер с установленной программой, соответствующей марке авто. Если элемент неисправен, то после запуска двигателя устройство покажет следующие коды ошибок:

  • P0340 – отсутствует сигнал определителя положения распредвала;
  • P0341 – фазы газораспределения не совпадают с тактами сжатия/впуска цилиндропоршневой группы;
  • P0342 – в электрической цепи ДПРВ слишком низкий уровень сигнала;
  • P0343 – уровень сигнала от измерителя превышает норму;
  • P0339 – от датчика поступает прерывистый сигнал.

Из наиболее оптимальных вариантов, по соотношению цена – качество, можем посоветовать автосканер Scan Tool Pro Black Edition.

Данный адаптер подключается к большинству автомобилей, начиная с 1993 г.в., прост и понятен в использовании, а так же имеет богатый функционал. В отличие от аналогов устройство умеет считывать все блоки автомобиля, а не только двигатель.

Но поскольку подавляющее большинство автолюбителей не имеет в своем распоряжении сканеров и ноутбуков с программным обеспечением, практикуется более доступный способ – проверка цифровым мультиметром. Диагностика производится в 3 этапа:

  1. Визуальный осмотр проводки и прозвонка цепи на предмет обрыва.
  2. Измерение исходящего тока на управляющем контакте ДПРВ.
  3. Проверка работоспособности методом приближения к металлическому предмету.

На первом этапе необходимо убедиться в целостности проводки и надежном контакте соединительной колодки. Внимательно осмотрите подводящие кабели на предмет изломов, трещин и оплавления изоляции. Прозвонка токонесущих жил и поиск обрыва выполняется тем же мультиметром. Не забудьте почистить контакты разъема от окисления.

Проверив электропроводку, переходите к диагностике самого датчика распределительного вала. Вместо штатных зажимов типа «крокодил» на тестере нужно использовать провода с иглами, чтобы не пришлось мудрить с подключением к соединительной колодке. Диагностические работы ведутся в следующем порядке:

  1. Откройте крышку капота и отыщите на головке цилиндров ДПРВ. Обычно элемент ставится на торце двигателя или боковой стенке ГБЦ рядом с ним.
  2. Пользуясь электрической схемой автомобиля или данными по конкретной модели датчика, определите расположение двух контактов питания и третьего провода, идущего к контроллеру.
  3. Включите зажигание и замерьте напряжение между массой машины и управляющим контактом элемента (на автомобилях ВАЗ это средний провод, обозначенный буквой «С»). Нормальные показания мультиметра – не менее 90% от напряжения питания, то есть, 12 * 0,9 = 10,8 В.
  4. Если полученные значения ниже нормы, датчик неисправен и подлежит замене. В противном случае выполняйте третий этап проверки.

Для окончательной диагностики деталь придется снять с двигателя. Как правило, элемент вставлен в отверстие на головке цилиндров и прикручен одним болтом. Открутите его, извлеките ДПРВ и вытрите от моторного масла. Колодку с проводами не отсоединяйте.

Подключив мультиметр к среднему контакту и массе авто, вновь включите зажигание. Поднесите близко к торцевой части элемента стальной предмет (например, рожковый ключ), отслеживая показания дисплея. Работоспособный датчик должен отреагировать на приближение металла падением напряжения до значений 0,2–0,4 В.

Если проверка датчика распредвала железным предметом не изменила показаний тестера, ДПРВ однозначно следует поменять. Приобретая новую деталь, учитывайте один момент: даже оригинальные запчасти могут продаваться без тонкого уплотнительного кольца. Придется найти и купить его отдельно либо использовать старый уплотнитель при условии, что материал не потрескался и не «задубел».



Источник: https://autochainik.ru/priznaki-neispravnosti-dprv.html

Неисправности датчика положения распредвала

как проверить датчик распредвала

Датчик положения распредвала, он же датчик фаз, он же фазовый датчик, по-английски пишется CMP — служит для того, чтобы в определенный промежуток времени определить угол положения распредвала. Датчик ДПРВ может быть магнитным, оптическим или на эффекте Холла.

статьи:

Где находится датчик распределительного вала (ДПРВ)

Расположение на разных двигателях по-разному, в основном, датчик определяющий угловое положение распредвала монтируется рядом с головкой блока цилиндров. Также, в зависимости от марки и модели автомобиля, может находиться как справа, так и слева.

Датчик по размеру небольшой, поэтому его надо поискать. Он может быть и в защищенных частях электропроводки. ДПРВ может также монтировать на задней части двигателя.

А у некоторых производителей автомобилей, таких как Дженерал Моторс, для такого датчика предусмотрены специальные отсеки.

Как работает датчик распредвала

ДПРВ по принципу работы классифицируются на 3 вида:

  • магнитный дпрв;
  • оптический дпрв;
  • дпрв Холла.

Магнитный датчик положения распредвала или индукционный работает из-за того, что металлический зубчик постоянно двигается в магнитном поле. Такой датчик имеет два вывода.

Принцип работы оптического датчика работает благодаря излучаемому источником лучика света, который отслеживается и фиксируется приемом и прерыванием фотоэлементом.

Датчик на эффекте Холла отслеживает изменения магнитного поля вокруг себя. ДПРВ на эффекте Холла имеют три вывода. Эффект Холла также называется холловским напряжением.

Самые редко используемые датчики положения распределительного вала — это оптические. Не удивляйтесь, если в автомобиле больше одного или даже двух ДПРВ датчиков, такое тоже возможно.

Что вы слышали о безопасности SRS системы? Она состоит из датчиков удара, исполнительных механизмов и блока управления SRS.

Принцип работы холловского датчика заключается в том, что он фиксирует изменения напряжения, которое пересекает его магнитное поле. В строении датчика есть пистонный магнит и полупроводниковый элемент, которое и фиксирует изменения напряжения.

Если магнитное поле не изменяется, то датчик никаких изменений не будет фиксировать. Магнитное поле будет изменять только, если будет какой-либо металлический элемент в этой среде.

Насечки или зубцы на распредвале как раз являются металлическими элементами, которые изменяют магнитное поле.

Как было уже упомянуто выше, что ДПРВ называют также датчиком фаз. Такое название получилось от того, что датчик фиксирует цилиндрические фазы впуска и выпуска.

Какие причины неисправности в работе ДПРВ

Если датчик положения распредвала вышел из строя, то форсунка будет срабатывать за каждый оборот коленвала, то есть в два раза чаще.

Симптомы или признаки сломанного датчика:

  1. Значительно увеличивается расход топлива.
  2. Двигатель работает асинхронно во время движения, то есть дергается во время движения, едет рывками, теряет скорость. Двигатель может глохнуть как-будто кончился бензин. Также, иногда, авто не может набрать высокую скорость, более 60 км/час. В конструкциях автомобилей стоят датчики скоростей. Узнайте к чему приводят неполадки в их работе и как проверить датчики скоростей.
  3. На определенных марках и моделях авто при неисправном ДПРВ может застопориться коробка передач. Выходом из зафиксированной коробки передач будет перезапуск двигателя. Если это происходит постоянно, то точно вышел из рабочего режима CMP.
  4. При диагностировании своими руками сканером, могут возникать сбои в работе.
  5. Также может пропасть искра и не запускаться мотор.
  6. Горит ЧЕК (check) на холостых оборотах, на высоких оборотах гаснет.

Такие причины нерабочего датчика показываются на панели приборов соответствующими значками. Когда ДПРВ (СМР) не рабочий, блок управления запишет неправильный режим работы и выдаст определенный код ошибки. Для расшифровки кодов ошибок можно закачать приложение на телефон или планшет и узнать, что конкретно означает данный код ошибки.

Вот самые часто выскакивающие ошибки:

  1. P0365 означает, чт нет сигнала в цепи датчика положения распредвала.
  2. P0344 предупреждает, что подаваемый датчиком сигнал слабый, прерывистый.
  3. P0343 слишком высокий подаваемый датчиком CMP сигнал.
  4. P0342 говорит, что слишком низкий уровень сингла ДПРВ.
  5. Р0341 фаза газораспределения не соответствует состоянию правильной работы двигателя.
  6. P0340 полностью отсутствует сигнал с датчика.
  7. P0300 расшифровывается, как нарушение циклов воспламенения в системе зажигания (воспламенение часто пропускается).

Факторы, влияющие на появление причин, указывающих на нерабочее состояние датчика положения распредвала:

  1. Сигнальные провода не подсоединены к датчику.
  2. Присутствует влага в соединении датчика.
  3. Сигнальный провод задевает «массу» (какой-либо металлический объект в автомобиле).
  4. Сигнальный провод разомкнут, оторван.
  5. Сигнальный провод замыкает на бортовую сеть.
  6. Нарушена изоляция датчика, обрыв экранирующей оболочки или жгута.
  7. Провод питания датчика оторван или поврежден.
  8. Неправильно подсоединены питающие провода.
  9. Неисправны высоковольтные провода цепи зажигания.
  10. Неправильно работает блок управления двигателем.
  11. Не соответствующий норме зазор между датчиком и меткой (слишком большой или слишком маленький зазор).
  12. Шестерня распредвала «бьет», то есть имеет превышенную норму торцевого биения.
  13. Есть металлическая стружка на корпусе ДПРВ.

Как проверить датчик положения распредвала

В случае обнаружения проблемы в датчике распредвала во время проведения диагностики, необходимо проверить датчик на правильную работу. Делается это с помощью мультиметра или вольтметра.

Проверку, обычно, проводят следующими способами:

  • проверка подключения датчика ко всем трем проводам (сигнальный провод, питание +12 В, питание «-«);
  • при наличии питания напряжения и «массы» на датчике, надо завести двигатель автомобиля и проверять импульс сигнального провода;
  • проверка штекера на наличие окислов, возможно попала вода и контакты окислились;
  • проверка сигнального провода часто выявляет проблему неработающего датчика, так как провод расположен рядом с мотором и подвергается нагреванию;
  • проверка сопротивления датчика, для этого надо выставить мультиметр в положение 2000 Ом, подсоединить к выводам датчика, значение сопротивлений должно быть от 0,55 до 0,75 кОм (килоОм);
  • проверка сопротивления изоляции датчика между сердечником и контактами 1й и 2й колодки с помощью Омметра или мультиметра. Значение сопротивления должно быть более 20 МОм (мегаом) при значении напряжения 500 Вольт.
  • проверка вольтметром или мультиметром в положении измерения постоянного напряжения.
  1. Для этого необходимо отсоединить штекер и подсоединить крокодильчики или иголки измерительного прибора к выводам на датчике.
  2. Далее надо включить зажигание.
  3. Плюсовой провод тестера подсоединяем к плюсовому выводу датчика, минусовой провод к корпусу автомобиля.
  4. Значение Вольтов должно быть как на аккумуляторе.

Далее, плюсовой провод вольтметра подсоединяем к минусовому выводу датчика, а минусовой также к «массе» автомобиля.

  1. Значение Вольтов «массы» должно быть равно нолю.
  2. После проверки проводов «+» «-«, подсоединяем их как положено, а третий провод (сигнальный) пропускаем через мультиметр. Для этого одну иглу тестера подсоединяем к выводу сигнала на двигателе, а другой — к проводу сигнала на тестере (придется оголить немного сигнальный провод).
  3. Далее, поворачиваем ключ замка зажигания и прокручиваем стартер. При вращении стартера, правильно работающий датчик должен показывать колебания напряжения от 0 до 5 Вольт. Если напряжения нет, то замените ДПРВ своими руками, для этого всего лишь надо отсоединить штекер проводов и отвернуть болт. Когда будете устанавливать новый датчик, то слишком не перетягивайте его, момент затяжки датчик распредвала должен быть 10 Нм (Ньютон на метр).

Как заменить датчик ДПРВ своими руками

Когда будете устанавливать новый датчик, то слишком не перетягивайте его, момент затяжки датчик распредвала должен быть 10 Нм (Ньютон на метр).

Источник: https://autostuk.ru/neispravnosti-datchika-polozheniya-raspredvala.html

Признаки неисправности датчика распредвала

как проверить датчик распредвала

Функционированием силового агрегата в современных автомобилях управляет электроника. ЭБУ (электронный блок управления) вырабатывает управляющие импульсы на основе анализа сигналов, поступающих с многочисленных датчиков.

Сенсоры, размещенные в различных местах, дают возможность ЭБУ оценить состояние двигателя в каждый конкретный момент времени и оперативно скорректировать те или иные параметры. В числе таких сенсоров — датчик положения распредвала (ДПРВ). Его сигнал позволяет синхронизировать работу системы впрыскивания горючей смеси в цилиндры двигателя.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Разболтовка на ваз 2110

В подавляющем большинстве инжекторных двигателей применяется распределенное последовательное (фазированное) впрыскивание смеси. При этом ЭБУ поочередно открывает каждую форсунку, обеспечивая поступление воздушно-топливной смеси в цилиндры перед самым тактом впуска.

Фазирование, то есть правильную последовательность и нужный момент открывания форсунок, как раз и обеспечивает ДПРВ, отчего его нередко называют датчиком фазы. Нормальная работа системы впрыска позволяет добиться оптимального сжигания горючей смеси, повысить мощность мотора и избежать лишнего расхода топлива.

Устройство и разновидности датчиков положения распредвала

В автомобилях можно встретить датчики фазы трех типов: — основанные на эффекте Холла; — индукционные; — оптические. Американский физик Эдвин Холл в 1879 году обнаружил, что если подключенный к источнику постоянного тока проводник поместить в магнитное поле, то в этом проводнике возникает поперечная разность потенциалов. ДПРВ, в котором используется данное явление, обычно так и называют — датчик Холла.

В корпусе устройства размещены постоянный магнит, магнитопровод и микросхема с чувствительным элементом. К устройству подводится напряжение питания (обычно 12 В от аккумулятора или 5 В от отдельного стабилизатора). С выхода расположенного в микросхеме операционного усилителя снимается сигнал, который подается на ЭБУ. Конструктивное исполнение датчика Холла может быть щелевым и торцевым В первом случае зубцы реперного диска распредвала проходят через щель датчика, во втором — перед торцом.

Пока силовые линии магнитного поля не перекрываются металлом зубьев, на чувствительном элементе имеется некоторое напряжение, а на выходе ДПРВ сигнал отсутствует. Но в тот момент, когда репер пересекает силовые линии магнитного поля, напряжение на чувствительном элементе исчезает, а на выходе устройства сигнал возрастает практически до величины напряжения питания. С приборами щелевой конструкции обычно используется задающий диск, имеющий воздушный зазор.

Когда этот зазор проходит через магнитное поле датчика, формируется управляющий импульс. Совместно с торцевым устройством, как правило, применяется зубчатый диск. Реперный диск и датчик фазы установлены таким образом, что управляющий импульс на ЭБУ подается в момент прохождения верхней мертвой точки (ВМТ) поршнем 1-го цилиндра, то есть в начале нового цикла работы агрегата. В дизельных моторах формирование импульсов обычно происходит для каждого цилиндра в отдельности.

В качестве ДПРВ чаще всего используется именно датчик Холла. Однако нередко можно встретить и сенсор индукционного типа, в котором также имеется постоянный магнит, а поверх намагниченного сердечника намотана катушка индуктивности. Изменяющееся при прохождении реперов магнитное поле создает в катушке электрические импульсы.

В устройствах оптического типа используется оптопара, а управляющие импульсы формируются, когда оптическая связь между светодиодом и фотодиодом прерывается при прохождении реперов. Оптические ДПРВ пока что не нашли широкого применения в автомобилестроении, хотя их можно встретить в некоторых моделях.

Какие симптомы говорят о неисправности ДПРВ

Оптимальный режим подачи воздушно-топливной смеси в цилиндры датчик фазы обеспечивает совместно с датчиком положения коленвала (ДПКВ). Если датчик фазы перестает работать, блок управления переводит силовой агрегат в аварийный режим, когда впрыскивание осуществляется попарно-параллельно на основе сигнала ДПКВ.

При этом открываются по две форсунки одновременно, одна на такте впуска, другая на такте выпуска. При таком режиме работы агрегата заметно увеличивается потребление топлива. Поэтому перерасход горючего — один из главных признаков неисправности датчика распредвала.

Кроме повысившейся прожорливости двигателя о проблемах с ДПРВ могут говорить и другие симптомы: — неустойчивая, с перебоями, работа мотора; — затрудненный запуск двигателя, независимо от степени его прогрева; — повышенный нагрев мотора, о чем свидетельствует рост температуры охлаждающей жидкости по сравнению с нормальным режимом работы; — на приборной панели светится индикатор CHECK ENGINE, а бортовой компьютер выдает соответствующий код ошибки.

Почему ДПРВ выходит из строя и как его проверить

Датчик положения распредвала может не работать по нескольким причинам. 1. Первым делом осмотрите устройство и убедитесь в отсутствии механических повреждений. 2. Некорректные показания ДПРВ могут быть вызваны слишком большим зазором между торцом датчика и задающим диском. Поэтому проверьте, плотно ли датчик сидит в своем посадочном месте и не болтается ли из-за плохо затянутого болта крепления. 3.

Сняв предварительно клемму с минуса батареи, разъедините разъем датчика и посмотрите, нет ли в нем грязи или воды, не окислены ли контакты. Проверьте целостность проводов. Иногда они перегнивают в месте пайки к контактам разъема, поэтому для проверки слегка подергайте их. Подсоединив аккумулятор и включив зажигание, убедитесь в том, что напряжение на фишке между крайними контактами присутствует.

Наличие электропитания необходимо для датчика Холла (с трехконтактной фишкой), если же ДПРВ индукционного типа (двухконтактная фишка), то питание ему не требуется. 4. Внутри самого устройства возможно замыкание или обрыв, в датчике Холла может сгореть микросхема. Такое бывает из-за перегрева или нестабильного электропитания. 5. Датчик фазы может не работать также из-за повреждения задающего (реперного) диска. Чтобы проверить работоспособность ДПРВ, извлеките его из посадочного места.

На датчик Холла должно подаваться питание (фишка вставлена, АКБ подсоединена, зажигание включено). Вам понадобится мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения на пределе примерно 30 Вольт. Еще лучше воспользоваться осциллографом. Щупы измерительного прибора с острыми наконечниками (иглами) вставьте в разъем, подсоединив их к контакту 1 (общий провод) и контакту 2 (сигнальный провод). Измерительный прибор должен зафиксировать напряжение питания.

Поднесите к торцу или щели устройства металлический предмет, например гаечный ключ. Напряжение должно упасть почти до нуля. Аналогичным способом можно проверить и индукционный датчик, только изменения напряжения у него будут несколько иными. ДПРВ индукционного типа не требует питания, поэтому для проверки его можно полностью снять. Если датчик никак не реагирует на приближение металлического предмета, значит он неисправен и его необходимо заменить. Для ремонта он не годится.

В разных моделях автомобилей могут использоваться ДПРВ разного типа и конструкции, кроме того они могут быть рассчитаны на разное напряжение питание. Чтобы не ошибиться, приобретайте новый датчик с такой же маркировкой, как и на заменяемом устройстве.

К списку статей

Цей сайт збирає cookie-файли, дані про IP-адресу і місце розташування користувачів. Подальше використання сайту означає вашу згоду на обробку таких даних.

Я згоден

Источник: https://kitaec.ua/articles/priznaki-neispravnosti-datchika-raspredvala/

Датчик распредвала признаки неисправности

Симптомы и проблемы, которые могут быть вызваны неисправным датчиком положения распределительного вала

Неисправный датчик положения распределительного вала (CMP) может вызвать ряд проблем, в зависимости от того, как он выходит из строя, и модели автомобиля:

  • На некоторых автомобилях неисправный датчик распредвала может заблокировать коробку передач на одной передаче, пока вы не выключите и не запустите двигатель. Этот цикл может повторяться с перерывами.
  • Если он начинает выходить из строя во время движения автомобиля, вы можете почувствовать, как машина дергается при потере мощности.
  • Вы можете испытать заметную потерю мощности двигателя. Например, двигатель не может разгоняться выше 35 миль в час.
  • Двигатель может периодически останавливаться.
  • Вы можете заметить плохую работу двигателя, включая нерегулярное ускорение, пропуски зажигания, жесткий запуск или скачки напряжения.
  • На некоторых моделях автомобилей неисправный CMP предотвращает зажигание, поэтому двигатель вообще не запускается.

Датчик положения распредвала признаки неисправности – может выйти из строя без предупреждения

Периодический или полный отказ CMP во время движения может быть опасным. Это может произойти в любое время: вы едете по шоссе, двигаетесь в условиях интенсивного движения, когда ваш двигатель внезапно теряет мощность. Ничего не поделаешь, кроме как с ужасом наблюдать за тем, как автомобиль движется со скоростью 70 миль в час. Не красивая картинка, но это случалось много раз.

В других случаях водитель узнает о неисправном CMP, когда двигатель отказывается запускаться.

Здесь мы рассмотрим симптомы неисправного датчика положения распределительного вала и что вы можете с этим сделать. Но давайте сначала обсудим, что он делает.

Что такое датчик положения распределительного вала

Распределительный вал управляет открытием и закрытием впускного и выпускного клапанов.

В головке цилиндров вашего двигателя находится один или два распределительных вала – вал, снабженный смещенными лепестками, – для управления впускным и выпускным клапанами. Коленчатый вал, расположенный в блоке двигателя, приводит в движение распредвал с помощью зубчатых колес, цепи привода ГРМ или ремня привода ГРМ.

Распредвал

Чтобы определить, какой цилиндр имеет рабочий ход, компьютер вашего автомобиля контролирует положение вращения распределительного вала относительно положения коленчатого вала с помощью датчика положения распределительного вала (CMP). Он использует эту информацию для регулировки момента зажигания и работы топливных форсунок. Таким образом, CMP влияет на экономию топлива, контроль выбросов и эффективность двигателя.

Два наиболее распространенных датчика распредвала, которые вы увидите, – это магнитный тип и эффект Холла. Оба передают сигнал напряжения на электронный модуль управления или на компьютер автомобиля.

Магнитный тип генерирует свой собственный сигнал переменного (переменного тока) (синусоида), и вы можете идентифицировать его по двум проводам. Тип эффекта Холла использует внешнее   питания для создания цифрового сигнала («прямоугольная волна», вкл. Или выкл.) И имеет три провода.

Примечание: Если вы новичок во всем этом, вы должны знать, что датчик положения распределительного вала отличается от датчика положения коленчатого вала.

Как датчик может выйти из строя

Как и каждая деталь или компонент в вашем автомобиле, CMP в конечном итоге перестанет работать, когда он достигнет конца срока службы, потому что неисправна внутренняя деталь, провод или связанный компонент. Симптомы, которые могут возникнуть у вашего двигателя в этот момент, могут различаться в зависимости от типа неисправности: например, проблема в цепи электропроводки, разъеме, связанном компоненте.

Как только компьютер вашего автомобиля обнаружит неисправность CMP, он засветит лампу двигателя check engine и сохранит диагностический код неисправности (DTC) в своей памяти (см. Таблицу ниже для получения общих кодов диагностики неисправностей датчика положения распределительного вала).

Коды CMP и что они значат

Общие коды неисправностей CMP   проблемы
P0340 CMP Неисправность цепи
P0341 CMP Диапазон цепи или проблема производительности
P0342 CMP Схема низкого входа
P0343 CMP Схема высокого входа
P0344 CMP Цепь прерывистая

Расположение датчика положения распределительного вала

Как и следовало ожидать, конкретное расположение CMP положения распределительного вала зависит от марки и модели автомобиля. На большинстве моделей вы можете найти датчик где-то вокруг головки цилиндров. Осмотрите верхнюю часть ремня ГРМ / крышку цепи (в передней части двигателя) или задний конец головки цилиндров. Некоторые модели GM могут иметь специальный отсек для датчика.

Кроме того, некоторые модели Mercury Villager и Nissan Quest размещают датчик CMP внутри корпуса распределителя, а также некоторые модели серий Dodge Ram B1500, B2500 и B3500 с бензиновыми двигателями.

В зависимости от конкретной модели вашего автомобиля, ваш двигатель может иметь один или несколько датчиков кулачка.

Если вам нужна помощь в поиске датчика, обратитесь к руководству по обслуживанию автомобиля для вашей конкретной модели. Вы можете найти копию в интернете Я настоятельно рекомендую вам купить инструкцию по ремонту для конкретной марки и модели автомобиля (  Haynes – хороший недорогой бренд) для справок при выполнении технического обслуживания и небольших ремонтных работ.

Устранение неполадок датчика CMP

Если ваш автомобильный компьютер уже включил лампу о неисправности двигателя, вы можете получить код (DTC) с помощью устройства для чтения кода или относительно недорогого сканирующего инструмента. Если у вас нет считывателя кодов и вы не можете позволить себе его купить, и вы все равно можете безопасно управлять своим автомобилем, просто заезжаете на ближайшую станцию технического обслуживания автомобиля (СТО) и закажите услугу скана вашего бортового компьютера на ошибки.

После подтверждения кода неисправности, связанного с CMP, стоит провести несколько простых тестов. Код неисправности, указывающий на возможную неисправность датчика, не обязательно означает, что он неисправен. Возможно, вы столкнулись с неисправностью провода, разъема или другого компонента, которую вы можете устранить самостоятельно.

Проверка датчика положения распредвала мультиметром

Однако подтверждение правильной или плохой работы датчика положения распределительного вала может потребовать объемных тестов. Например, неисправный сигнал CMP может быть трудно проверить без специального оборудования. Тем не менее, вы можете сделать несколько простых проверок в своем гараже, используя инструмент цифровой мультиметр (DMM).

  • Сначала проверьте состояние электрического разъема CMP и проводов. Отсоедините разъем и проверьте на наличие ржавчины или загрязнений, например, масла, которые мешают хорошему электрическому контакту. Затем проверьте, нет ли повреждений проводов: оборванных проводов, ослабленных проводов и признаков ожогов, вызванных близкими горячими поверхностями. Кроме того, убедитесь, что провода датчика не касаются проводов свечей зажигания или катушек зажигания, которые могут мешать сигналу датчика.
  • После этих проверок используйте цифровой мультиметр, который может проверять напряжение переменного или постоянного тока, в зависимости от вашего конкретного типа датчика положения распределительного вала. Вам также понадобятся правильные эталонные электрические параметры для вашего конкретного типа CMP. Вы можете найти эту информацию в руководстве по ремонту вашего автомобиля.
  • С некоторыми датчиками вы можете провести обратную проверку проводов через электрический разъем датчика.
  • Если это невозможно, посмотрите, можете ли вы отсоединить разъем CMP и прикрепить жилу медного провода к каждой клемме разъема. Затем вставьте разъем обратно так, чтобы две жилы торчали через корпус разъема.
  • Другое решение для тестирования – это прокалывать каждый провод с помощью булавки, стараясь не закорачивать провода во время ваших испытаний. Если вы используете этот последний метод, используйте изоленту, чтобы закрыть отверстия для штифтов на изоляции проводов после того, как вы закончите испытания, чтобы предотвратить коррозию от проникновения влаги в провода.

Тестирование двухпроводного датчика положения распределительного вала:

  • Если у вас двухпроводной магнитный датчик CMP, установите мультиметр на «AC Volts».
  • Попросите помощника включить ключ зажигания, не запуская двигатель.
  • Проверьте наличие энергии, протекающей через цепь. Прикоснитесь к заземлению одного из ваших датчиков (любой металлической части двигателя), а другой – к каждому из проводов датчика. Если ни один из проводов не имеет тока, в цепи датчика произошел сбой.
  • Пусть ваш помощник провернет или запустит двигатель.
  • Прикоснитесь к одному из проводов CMP, а другой к другому проводу. Проверьте дисплей своего измерителя и сравните показания с техническими характеристиками вашего руководства. В большинстве случаев вы увидите колеблющийся сигнал от 0,3 вольт до 1 вольт.
  • Если нет сигнала, у вас плохой CMP.

Тестирование трехпроводного датчика:

  • После того, как вы определили провода питания, заземления и сигнальные провода, используя руководство по ремонту вашего автомобиля, проверьте цепь, установив мультиметр на «Вольт постоянного тока».
  • Попросите помощника включить ключ зажигания, но не запускайте двигатель.
  • Прикоснитесь к черному проводу к земле (металлический кронштейн, болт или металлическая поверхность на самом двигателе), а другим проводом (обычно красным) – к силовому проводу. Сравните ваше чтение со спецификацией в вашем руководстве.
  • Пусть ваш помощник провернет или запустит двигатель.
  • Коснитесь сигнального провода красным щупом от вашего измерителя и заземляющего провода черным щупом. Сравните ваши данные со спецификацией в руководстве по ремонту вашего автомобиля. Если сигнал напряжения ниже спецификации или сигнал не поступает от датчика, скорее всего, он неисправен.
  • Снимите его и осмотрите его на наличие признаков физического повреждения или загрязнения.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как проверить дмрв на приоре

Посмотрите видео ниже, чтобы увидеть, как вы можете выполнить эти тесты, используя индикатор и мультиметр. Это также даст вам представление о характере тестов.

 Если вы не можете найти что-то не так с датчиком или его цепью, возможно, у вас произошел прерывистый сбой или сбой в связанном компоненте. Например, у вас может быть ослабленный или чрезмерно растянутый ремень ГРМ или натяжитель ремня ГРМ.

 Изношенный ремень может препятствовать синхронизации распределительного вала и коленчатого вала, в результате чего датчик CMP посылает неправильный сигнал.

Проверка датчика положения распределительного вала

Замена датчика и стоимость

Если вы подтвердили, что датчик положения распределительного вала неисправен, вы можете заменить его самостоятельно. На некоторых моделях автомобилей заменить еготак же просто, как отсоединить электрический разъем, открутить крепежный болт, вытащить CMP и установить новый. На других моделях вам может потребоваться удалить один или несколько компонентов, чтобы получить доступ к датчику.

Обратитесь к руководству по ремонту вашего автомобиля для получения инструкций о том, как заменить датчик для конкретной модели автомобиля.

Ожидайте потратить от 30 до 100 (или более) долларов на сам датчик, в зависимости от модели вашего автомобиля. Сама цена замены это измерителя колеблется довольно сильно в разных городах и на разных СТО и сильно зависит от конкретного марок автомобиля.

Симптомы, которые я обсуждал выше, не являются четкими признаками того, что ваш датчик CMP неисправен. Тем не менее, если вы обнаружите один или несколько из этих симптомов, попробуйте диагностировать проблему как можно скорее. Последнее, что вы хотите, это застрять в середине дороги.

 Начните с получения кодов неисправностей из памяти вашего компьютера и, при необходимости, протестируйте датчик с помощью руководства по обслуживанию вашего автомобиля. Иногда вы можете определить причину проблемы и устранить ее самостоятельно, не тратя слишком много времени и денег.

Источник: https://santavod.ru/datchik-raspredvala-priznaki-neispravnosti/

Датчик положения распредвала. Принцип работы, диагностика

На любом четырехтактном двигателе полный цикл совершается за два оборота коленчатого вала – один раз поршень подходит к верхней мертвой точке в конце такта сжатия, второй раз – в конце такта выпуска.

Это позволяет на впрысковых моторах использовать в качестве опорного сигнала только момент отсчета от датчика положения коленчатого вала. При этом работа впрыска и зажигания называется нефазированной.

В момент конца выпуска происходит вторая (холостая) искра, а форсунка открывается дважды, часть топлива подается на открытый впускной клапан, часть – на закрытый.

Таким образом система впрыска упрощается, не теряя каких-либо реально ощутимых владельцем качеств. Вместо индивидуальных катушек зажигания можно использовать пару сдоенных, как сделано на восьмиклапанных двигателях ВАЗ. Если взять «Рено», то у них и на моторах с индивидуальными катушками зажигания оно не фазировано: катушки 1-4 и 2-3 цилиндров соединены по первичным обмоткам последовательно и срабатывают одновременно.

Но вот подача части топлива на закрытый впускной клапан в один «прекрасный» момент пошла вразрез с требованиями экологов: из-за плохой испаряемости бензина на холодном двигателе на прогреве приходилось увеличивать подачу топлива.

Даже эти миллилитры уже не вписывались в более жесткие экологические нормы, поэтому пришлось изобретать способ фазирования работы впрыска, чтобы топливо в цилиндр подавалось в момент такта впуска.

  А на моторах с непосредственным впрыском он должен происходить строго в один такт.

Как работает ДПРВ?

Датчик положения распредвала (сокращенно – ДПРВ) подает один импульс за один оборот вала. Поскольку распредвал вращается в два раза медленнее, чем коленчатый вал, то мы получаем точную метку, определяющую такт впуска на одном из цилиндров. При этом рассчитать момент впрыска для цилиндров ЭБУ впрыска может очень просто.

Предположим, что импульс от ДПРВ приходит после метки начала отсчета для первого цилиндра. Тогда при получении сигнала ЭБУ производит подачу топлива в первый цилиндр, через половину оборота коленвала – в третий, при следующем проходе метки начала отсчета – в четвертый, еще через пол-оборота – во второй. При этом импульс от ДПРВ является «справочным», так как все моменты впрыска все равно жестко привязаны к зубцам венца датчика положения коленчатого вала.

Ну а где находится датчик распредвала? На головке блока цилиндров или реже – на клапанной крышке, непосредственно у «своего» распредвала.

Реже датчик положения распредвала дает серию импульсов, определяющую начало нужного такта в конкретном цилиндре. На многих «Ниссанах» для первого цилиндра датчик подает один импульс, для второго – два, и так далее.

Но фазирование впрыска – это не единственное, за что отвечает датчик распредвала.

Поскольку ЭБУ впрыска может легко рассчитать временную задержку между моментом начала отсчета по ДПКВ и моментом получения импульса с ДПРВ, то появляется и возможность определения реального положения распредвала относительно коленвала.

Если на моторах без изменения фаз газораспределения это имеет чисто диагностическую ценность (проверка правильности установки фаз ГРМ), то на моторах с фазовращателями ДПРВ является важным элементом обратной связи, позволяющим контролировать работоспособность системы управления газораспределением.

Конструктивно ДПРВ может быть выполнен на основе индуктивного датчика или датчика Холла. Первый проще, поскольку это лишь обмотка вокруг магнитного сердечника.

Второй менее надежен и менее точен, зато подает на ЭБУ впрыска не синусоиду, амплитуда которой пропорциональна частоте вращения (что затрудняет обработку сигнала), а легко обрабатываемый «готовый» прямоугольный сигнал.

Там, где нет необходимости в точном определении положения распредвала, а важен сам факт определения нужного оборота, чаще всего используется датчик Холла.

Неисправности датчика положения распредвала

Основная неисправность датчика распредвала на основе эффекта Холла – это его физический отказ (самого чувствительного элемента или выходной схемы, формирующей прямоугольные импульсы). У индуктивных датчиков происходит налипание микрочастиц стружки, возникающей при износе элементов газораспределительного механизма, на магнитный сердечник, из-за чего форма импульсов «размазывается», и они могут неправильно обрабатываться в ЭБУ впрыска.

Основные ошибки датчика распределительного вала по стандарту OBD-II:

  1. P0340 — Неисправность в цепи датчика положения распредвала
  2. P0341 — Неправильный показатель / не отрегулирован датчик положения распредвала
  3. P0342 — Датчик положения распределительного вала: низкий уровень сигнала
  4. P0343 -Датчик положения распределительного вала: высокий уровень сигнала
  5. P0344 — Неисправность датчика положения распредвала

Ошибка с кодом P0340 трактуется как признак чисто электрической неисправности, но на самом деле является наиболее общей: она вызывается и окислением контактов в разъеме, и растяжением цепи ГРМ. На «цепных» моторах в большинстве случаев в этом не виноват датчик распредвала, признаки неисправности как раз указывают на «уход» меток.

Доводилось встречать машины, где эта ошибка после сброса возникала буквально через несколько минут, мотор трясло на холостых, ЭБУ фиксировал множественные пропуски воспламенения, но зато на высоких оборотах машина буквально «рвала из-под себя», что однозначно указывало на «запаздывание» распределительного вала впускных клапанов и как следствие – увеличенную фазу перекрытия.

Из-за этого наполнение цилиндров на низких оборотах было недостаточным для нормальной работы двигателя, зато на высоких наполнение за счет инерции выхлопных газов и увеличенного времени перекрытия, наоборот, всасывал в цилиндры даже больше воздуха, чем ему было «положено».

Столкнувшись с проблемой из подобного «общего» ряда, стоит полагаться не на ее обозначение по стандарту OBD-II, а на процедуры направленной диагностики для конкретного автомобиля, так как разные ЭБУ впрыска фиксирует такие ошибки по разным причинам.

Ошибка P0341 указывает на более серьезные проблемы в моменте получения сигнала с ДПРВ относительно ДПКВ и уже однозначно может быть идентифицирована как признак проблем, не связанных с датчиком распредвала и его проводкой. Проверяем положение меток, на «бесшпоночных» моторах – выставляем распредвалы и коленвал специальными приспособлениями.

Зная, в какой момент на конкретном двигателе должен приходить сигнал от ДПРВ относительно момента отсчета по ДПКВ, на двухканальном осциллографе отклонение фаз увидим и без разборки.

Коды P0342/P0343 – это признаки отказа самого датчика распределительного вала или замыкания в проводке, реже – симптомы неисправности самого ЭБУ впрыска.

При этом «мозги» фиксируют при вращении двигателя постоянно низкий или постоянно высокий сигнал с датчика, который не меняется в зависимости от такта работы мотора.

При этом двигатель переходит на нефазированную работу впрыска и зажигания, что для водителя зачастую даже не заметно: расход горючего не меняется, приемистость остается прежней.

Код P0344 – симптом неустойчивого сигнала с датчика. Проблемы возникают из-за налипшей металлической стружки, окислен или разболтан разъем, изломлен провод от датчика до ЭБУ. На осциллограмме при этом видно «мусор» на сигнале.

Как проверить датчик распредвала?

Без осциллографа под рукой (здесь хватает возможностей простейшего китайского «конструктора» DSO-138) проверка возможна только базовая.

Контролируется состояние контактов в разъеме – плотность подключения, отсутствие влаги и следов окисления. На работающем моторе можно использовать светодиодный пробник: на датчиках Холла он попеременно моргает красным и белым светодиодом с частотой, пропорциональной частоте вращения двигателя. Если сигнал в таком виде доходит до разъема ЭБУ, то можно с достаточной уверенностью утверждать, что датчик и его проводка исправны.

Вас также заинтересует:

Стоит проверить установку фаз газораспределения, если зафиксированы ошибки из числа P0340, P0341. Сам датчик нужно извлечь и очистить от налипшей стружки, если она есть.

На ряде двигателей датчики положения коленчатого вала и распредвала унифицированы – можно в качестве диагностической меры поменять их местами. Если ошибка остается по распредвалу, то однозначно можно утверждать, что сам датчик абсолютно исправен.

Замена датчика положения распредвала

Источник: http://AvtoMotoProf.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/datchik-polozheniya-raspredvala/

Проверка датчика распредвала мультиметром

Иногда может произойти так, что во время езды двигатель внезапно выключается. Одной из причин, приведших к этому может стать поломка датчика распредвала. При этом ухудшается качество рулевого управления, снижается эффективность тормозной системы. В такой ситуации остается свернуть на обочину и затормозить. Однако те, кто контролировал исправность этого датчика, могут избежать
возникновения такой ситуации.

Назначение датчика положения распредвала

Этот датчик подает сигнал в управляющий блок в тот момент, когда в цилиндре происходит предельное сжатие смеси воздуха и топлива. После возгорания начинается рабочая фаза. Для определения
указанного момента для каждого из четырех цилиндров предназначен датчик положения распределительного вала. С его помощью устройство управления может узнавать о том, что вал повернулся на определенный угол, который соответствует началу рабочей фазы.

Используемые типы датчиков

Применяются следующие типы устройств:

  • магнитного типа;
  • действующий на основе применения эффекта Холла.

Важно заметить, что их тип и количество зависят от марки машины. На некоторых из них могут применяться большее количество таких устройств. На некоторых автомобилях может присутствовать больше одного распредвала, причем для каждого из них необходим такой датчик. Проверять необходимо все его экземпляры.

В некоторых автомобилях применяется система, предназначенная для управления фазами работы цилиндров двигателя. При этом контролируются:

  • Время для открытия или закрытия клапанов.
  • Длительность периода, в течение которого клапаны открыты.
  • Насколько сильно они сдвигаются при этом.

В этом случае показания датчика используются для применения этой системы управления.

Принцип работы датчика положения распредвала

Датчик Холла действует следующим образом. Он основывается на том, магнитное поле при изменении своих характеристик влияет на движение электронов. В его работе используется прохождение тока через транзистор.

Для этого на распределительном валу находится зуб (его называют репером), который при вращении влияет на магнитное поле датчика. Резкое изменение напряжения в этот момент является сигналом, который отсылается в электронный блок управления.

На распределительном валу устанавливается специальный задающий диск. Там обычно располагаются несколько зубьев для подачи сигналов, относящихся к различным рабочим цилиндрам. Расположение выступов на диске нужно не только для определения нужного момента времени, но и для того, чтобы электронный блок управления мог определить, к какому именно цилиндру относится данный сигнал. Один из вариантов реализации состоит в том, что на диске размещают 7 зубьев, делая один пропуск.

Для присоединения магнитного датчика используется два провода. Здесь устройством переменный ток. Внутренняя часть представляет собой катушку в виде проводов намотанных на магнитный сердечник.

Признаки выхода из строя ДПРВ

Рано или поздно нужно ожидать того, что устройство износится. Это приведет к его поломке. Поэтому важно знать, как проверить датчик распредвала.

Наиболее частой причиной этого является неисправность обмотки или элемента, на котором она установлена.

Другие возможные причины:

  • повреждение разметочного диска, установленного на распределительном валу;
  • неисправность разъема;
  • нарушение работы внутренней цепи устройства.

Вот что происходит при нарушении его работы:

  1. Одним из признаков может быть блокировка работы мотора на одной из передач. Перейти с нее при непрерывно работающем двигателе никак не получается. Однако при полном выключении и дальнейшем включении двигателя проблема на некоторое время перестает появляться.
  2. В других случаях поломка приводит к тому, что движение автомобиля происходит в виде рывков. Одновременно при этом теряется скорость.
  3. Двигатель может начать периодически глохнуть.
  4. Нужно отметить, что в машине наряду с датчиком положения распределительного вала предусмотрен аналогичный для коленчатого вала. При поломке рассматриваемого устройства автомобиль иногда может использовать датчик коленчатого вала. При этом возможно проведение запуска двигателя.
  5. Иногда неисправность выражается в появлении осечек при зажигании.
  6. При разгоне машины чувствуются толчки.
  7. В процессе выхлопа явно слышны хлопки.
  8. Иногда искра при зажигании исчезает полностью. Обычно в результате этого наступает невозможность провести запуск двигателя.

В автомобиле, оснащенном встроенной системой диагностики при поломке датчика на дисплей будет подан сигнал Check Engine. При этом в электронной памяти будет зафиксирован конкретный код ошибки.

Проверка тестером на исправность

В данной ситуации эффективной мерой будет проведение полной диагностике двигателя автомобиля. Для этой цели к диагностическому разъему потребуется подсоединить специальное оборудование для проведения проверки. С этого начинается проверка датчика положения распредвала.

Код, который определяется, выдается в виде: «PNNNN CMP». Здесь NNNN означает цифровой код, при помощи которого возможно провести идентификацию ошибки. Таким образом возможно получить следующую информацию:

  • сообщение 0340 говорит о полном отсутствии сигнала, получаемого от датчика;
  • код 0341 сигнализирует о неправильной фазе газораспределения;
  • в случае поступления 0342 речь идет о слишком низком уровне получаемого от этого устройства сигнале;
  • при 0343 наоборот — он выше, чем должен быть;
  • если ошибка соответствует 0344, то это признак того, что получаемый сигнал будет с перебоями.

Согласно полученному коду можно предпринять соответствующие действия по ремонту.

Как проверить датчик положения распредвала мультиметром

При проведении проверки необходимо учитывать, что расположение датчика может быть различным, в зависимости от марки транспортного средства. В большинстве случаев это устройство можно разыскать рядом с головкой блока цилиндров двигателя.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Удаление катализатора форд фокус 2

Для осмотра датчик откручивают и снимают фишку

Схема проверки

Важно понимать, что наличие диагностического сообщения о поломке датчика может означать, что неисправен не он, а: разъем, соединительные провода, работающие с ним устройства.

Вот как можно проверить датчик распредвала мультиметром:

  1. Нужно найти этот датчик и отсоединить его. Сначала необходимо произвести осмотр на предмет обнаружения повреждений или ржавчины. Важно убедиться, что на проводах отсутствуют следы расплавления или обрывы.
  2. Необходимо убедиться, что провода не прикасаются ни к свечам, ни к катушкам зажигания. В этом случае могут возникать помехи, заглушающие сигнал датчика.
  3. Необходимо для проверки использовать мультиметр. С его помощью проверяют сигнал на проводах, подсоединенных к датчику. Если он магнитный, то измерять придется переменное напряжение.
  4. Нужно попросить другого человека повернуть зажигание и не производить при этом запуска двигателя. Один из проводов тестера соединяют с «землей», другие — с проводом датчика. Если нет напряжения, то имеет место полная неисправность этого компонента.
  5. Далее проводят запуск двигателя и соединяют провода мультиметра с проводами датчика. Параметры должны соответствовать данным, указанным в техническом руководстве транспортного средства.

Для трех проводного датчика проверка делается аналогичным образом. Однако нужно будет проверить напряжение между каждой парой проводов из трех.

Источник: https://1autoguide.ru/datciki-upravleniya/proverka-datchika-raspredvala-multimetrom

Датчик положения распредвала: расположение, неисправности и проверка

Проблемы в работе ДПРВ могут серьёзно угрожать безопасности водителя и пассажиров. Представьте ситуацию: вы едете в плотном потоке крупного города, и вдруг двигатель резко теряет мощность, что приводит к значительному снижению скорости движения вашего автомобиля. Очень часто всё заканчивается ДТП, поскольку едущий сзади водитель попросту не успевает среагировать.

Ещё один вариант – во время движения двигатель глохнет, отключается гидроусилитель руля, из-за чего вы не можете вписаться в резкий поворот. Ситуация печальная и такое действительно происходит. В иных ситуациях вы просто выходите из дома, чтобы отправиться на работу, а двигатель вообще не запускается.

В этой статье будут рассмотрены основные признаки неисправности ДПРВ. Также вы узнаете, где расположен датчик распредвала, и как проверить его самостоятельно. Но для начала попробуем разобраться в том, для чего он вообще нужен.

Что такое ДПРВ (датчик положения распределительного вала)?

Головка блока цилиндров силового агрегата содержит 1-2 распределительных вала. Они оснащены специальными лопастями, отвечающими за управление впускными и выпускными клапанами. Также в блоке установлен коленчатый вал, который приводит в движение распредвал посредством шестерней, ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ) или цепи ГРМ.

Для определения рабочего цилиндра ЭБУ двигателя анализирует положение поворота распредвала по отношению к текущей позиции коленвала. Именно эту информацию сообщает ДПРВ. Блок управления использует полученные данные для коррекции работы топливных форсунок и искрообразования. А это значит, что от работоспособности датчика распредвала зависит экономия топлива, эффективность работы мотора и уровень вредных выбросов.

Сегодня автомобили оснащаются ДПРВ двух разновидностей – электромагнитные (индуктивные) и датчики Холла. Датчики применяются для передачи сигнала на блок управления ДВС.

Индуктивный датчик вырабатывает сигнал переменного тока, его легко идентифицировать по двум проводам. А вот датчику Холла для создания сигнала необходимо дополнительное питание, поэтому к нему идёт ещё один провод (всего три).

Важно! Датчик положения распредвала функционирует в гармонии с датчиком положения коленвала.

Проблемы, которые может создать неисправный датчик распредвала

Неисправности ДПРВ могут привести к появлению различных проблем. Всё зависит от конкретного автомобиля и поломки самого датчика. Наиболее часто автомобилисты упоминают следующие признаки неисправности датчика распредвала:

  • Блокировка трансмисии на одной скорости. Для снятия блокировки приходится глушить и снова запускать двигатель. Явление может проявляться через определенные промежутки времени.
  • Существенное снижение мощности двигателя. К примеру, часто автомобиль невозможно разогнать выше 55-60 км/ч.
  • Двигатель может внезапно заглохнуть.
  • Если сбои ДПРВ начинаются на ходу, автомобиль может дергаться, при этом мощность двигателя заметно падает.
  • Пропуски зажигания, затрудненный запуск или захлебывание двигателя, плохая динамика.
  • Иногда вышедший из строя датчик положения распределительного вала попросту блокирует образование искры, поэтому машину вообще не удается завести.

Что приводит к сбоям в работе ДПРВ

Как и любой элемент автомобиля, датчик распредвала в определенный момент перестаёт работать. Например, это происходит в результате износа внутренней части или провода. В зависимости от типа используемого датчика различаются и проблемы в работе двигателя. Как только «мозги» автомобиля обнаружат сбой в работе ДПРВ, на панели приборов загорится значок Check Engine, а в памяти блока управления сохранится диагностический код неисправности. Это упростит поиск проблемы в дальнейшем.

Ошибки датчика распредвала (коды)

P0340 Отсутствует сигнал с датчика распредвала (обрыв цепи)
P0341 Недопустимое значение сигнала ДПРВ
P0342 Низкий уровень сигнала на входе цепи ДПРВ
P0343 Высокий уровень сигнала на входе цепи ДПРВ
P0344 Неустойчивый сигнал ДПРВ

Расположение ДПРВ

Расположение датчика положения распределительного вала зависит от конкретного двигателя. Как правило, он находится где-то в области головки блока цилиндров. Необходимо осмотреть верхнюю часть цепи или ремня привода ГРМ либо обратить внимание на заднюю часть ГБЦ. Некоторые производители «прячут» ДПРВ в специальных отсеках. Иногда силовой агрегат автомобиля может быть оснащен не одним, а несколькими датчиками.

Если визуальный осмотр не принёс никаких результатов, советуем изучить инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля. Если печатного издания под рукой нет, поищите информацию о расположении датчика распредвала через интернет.

Устранение неполадок ДПРВ

Если на панели уже загорелся индикатор Check Engine (он может светиться не постоянно, а появляться периодически), необходимо просто считать код неисправности с помощью диагностического устройства. Если у вас нет такого прибора и купить его невозможно, необходимо обратиться к специалистам.

После получения точного кода неисправности и его расшифровки, мы рекомендуем выполнить несколько несложных тестов. Не всегда наличие одного из перечисленных выше кодов неисправности ДПРВ свидетельствуют о том, что датчик обязательно подлежит замене. Иногда источником проблемы является повреждение проводки, разъема и т.д. Такие неполадки вполне реально устранить своими силами.

Но для проверки работоспособности самого датчика положения распредвала необходимо выполнить несколько действий. Конечно, сигнал сложно проверить, не имея специального оборудования. Но базовую информацию предоставит проверка датчика распредвала мультиметром.

Сначала визуально проверьте, в каком состоянии находится разъем датчика и провода, которые к нему идут. Убедитесь в том, что там нет грязи, масла или ржавчины, которые могут создавать перебои. Проверьте провода на отсутствие повреждений. Иногда проблемы создают переломанные провода, плохие контакты или дефекты изоляционного слоя, вызванные воздействием повышенных температур. Провода ДПРВ не должны контактировать с высоковольтными проводами системы зажигания.

После этого берём в руки цифровой мультиметр, он «умеет» проверять значение переменного и постоянного тока (AC и DC, соответственно). Но вам заранее необходимо получить информацию о том, какими должны быть эти показатели для используемого на вашем авто датчика.

В некоторых датчиках разъемы устроены так, что вы можете подключить к ним дополнительные провода для считывания данных мультиметром.

Если это невозможно, попробуйте отключить разъем ДПРВ и подключить тонкие медные провода к каждой клемме разъема. После этого установите разъем на место, чтобы из его корпуса торчали два провода.

Ещё один вариант – пробить каждый из проводов иглой или булавкой (делайте всё аккуратно, чтобы не замкнуть провода!). После такой диагностики поврежденные участки изоляции следует хорошо замотать изолентой, чтобы внутрь не попадала влага.

Проверка двухпроводного датчика положения распредвала:

  • Если в авто используется электромагнитный ДПРВ, переведите мультиметр в режим AC.
  • Другой человек должен включить зажигание, провернув ключ в замке, не запуская при этом двигатель.
  • В цепи должно появиться напряжение. Один из щупов мультиметра соедините с «землей» (любой металлический компонент двигателя), а второй по очереди подключайте к проводам датчика распредвала. Отсутствие тока на всех проводах свидетельствует о проблеме в проводке, которая идёт к датчику.
  • Попросите человека в машине запустить двигатель.
  • Прикоснитесь одним щупом мультиметра к одному проводу разъема ДПРВ, а вторым – к другому. На экране прибора появятся значения, которые следует сравнить с рабочими показаниями, приведенными в инструкции по эксплуатации авто. Как правило, показатели на экране меняются в пределах 0,3-1 вольта.
  • Отсутствие сигнала свидетельствует о неисправности датчика распредвала.

Проверка трехпроводного ДПРВ:

  • Идентифицируйте провод питания, «земли» и сигнальный провод (воспользуйтесь инструкцией по ремонту), после чего проверьте целостность проводки, которая идет к датчику. Мультиметр надо перевести в режим DC.
  • Другой человек должен включить зажигание, не запуская мотор.
  • Черный щуп мультиметра соединяем с «землей» (любая металлическая деталь двигателя), а красный – с проводом питания ДПРВ. Полученные результаты следует сравнить с данными с инструкции по эксплуатации.
  • Помощник должен запустить двигатель.
  • Дотроньтесь красным щупом мультиметра к сигнальному проводу ДПРВ, а черный щуп соедините с проводом заземления. В случае неисправности датчика напряжение будет ниже заявленного в руководстве по ремонту. Иногда мультиметр вообще ничего не показывает, что также свидетельствует о выходе из строя датчика.
  • Снимите ДПРВ и проверьте элемент на наличие механических повреждений или загрязнений.

Ниже опубликовано видео, которое наглядно демонстрирует, как вы можете проводить такие испытания. В некоторых случаях электрическая цепь исправна, датчик во время тестов также выдает правильные показания. Возникает вопрос о том, почему же появляются ошибки и проблемы в работе двигателя? Иногда причины связаны с другими компонентами двигателя.

Ошибки могут появляться из-за ослабленного ремня ГРМ или неисправности его натяжителя. Из-за этого ДПРВ будет передавать неправильный сигнал.

Стоимость и замена датчика распредвала

Если результаты тестов окончательно убедили вас в том, что ДПРВ неисправен, его необходимо заменить. На многих автомобилях поменять датчик очень просто. Всё сводится к отключению электрического разъема, откручиванию лишь одного крепёжного болта, вытаскиванию старого и установке нового датчика.

На других авто приходится попутно снимать несколько компонентов двигателя, иначе получить доступ к датчику не удастся. Для оценки возможности самостоятельной замены ДПРВ мы советуем изучить соответствующий пункт руководства по ремонту конкретного автомобиля.

Стоимость датчика распредвала обычно составляет в пределах 30-100 долларов.

Итоги

В начале статьи мы упоминали неприятные последствия, к которым может привести поломка ДПРВ. Если вы обнаружили хотя бы один из признаков неисправностей датчика положения распределительного вала, советуем как можно быстрее диагностировать проблему.

В противном случае вы можете просто встать посреди дороги. Начните со считывания кодов неисправностей, хранящихся в памяти ЭБУ и, при необходимости, проверьте сам датчик. Теперь вы уже знаете, как это делать с помощью обычного цифрового мультиметра.

Очень часто решить проблему можно своими руками, не расходуя лишних денег на диагностику и замену.

Источник: https://autofakty.com/datchik-polozheniya-raspredvala-raspolozhenie-neispravnosti-proverka/

За что отвечает датчик распредвала и его самостоятельная проверка

Датчик положения распределительного вала (ДПРВ) служит для того, чтобы определять угловые положения ГРМ по отношению к положению коленвала. Сигналы от указанного датчика подаются на ЭБУ двигателем, который осуществляет коррекцию топливного впрыска и зажигания. Также ДПРВ работает в связке с датчиком частоты вращения коленвала.

Сбои в работе датчика на бензиновых агрегатах, которые проявляются в отсутствии импульса на блок управления, зачастую не позволяют завести двигатель автомобиля. В дизельных моторах запуск может быть осложнен, но возможен. Дизельный двигатель будет работать и даже повторно заводиться после остановки, так как ЭБУ параллельно получает импульсы от датчика частоты вращения коленвала.

Рекомендуем также прочитать статью об устройстве датчика Холла. Из этой статьи вы узнаете о конструкции, принципах работы устройств и их применении на автомобилях.

Датчик распредвала на дизельном двигателе

На дизельном двигателе датчик положения распределительного вала работает иначе сравнительно с бензиновым аналогом. Импульсы от датчика фиксируют положение поршня в ВМТ не в 1-ом цилиндре, а во всех. Подобное решение позволяет добиться максимально точного определения положения распредвала по отношению к коленвалу. В дизеле ДПРВ отвечает за эффективность запуска и стабильность работы силового агрегата данного типа на разных режимах эксплуатации.

В дизеле определенные изменения конструкции присутствуют на задающем диске. Зубья на указанном элементе выполнены для каждого цилиндра ДВС и устанавливаются на определенном расстоянии. В качестве примера рассмотрим дизельный двигатель, который имеет 4 цилиндра.

В таком моторе задающий диск имеет 7 зубьев (4 зуба основные, расположены под углом в 90 градусов по отношению друг к другу). Также имеются дополнительные 3 зуба, позволяющие идентифицировать цилиндры по отдельности.

Эти зубья расположены на определенном удалении от основных, чтобы точно определить положения поршня в каждом отдельно взятом цилиндре.

Самостоятельная проверка

Распространенной неисправностью ДВС с электронным впрыском являются сбои в работе датчикаположения распределительного вала. В списке признаков, указывающих на проблемы с датчиком, отмечают:

  • затрудненный пуск;
  • неустойчивую работу двигателя;
  • двигатель трясется, работает перебоями;
  • возможно загорание «check» на панели приборов;
  1. Первым шагом становится обнаружение посадочного гнезда ДПРВ, который устанавливается в области ГБЦ. В месте установки необходимо найти специальное уплотнительное кольцо. Указанное кольцо необходимо осмотреть, так как нарушение его целостности и другие деформации могут привести к неисправностям датчика.
  2. Дополнительно потребуется осмотреть сам корпус датчика, а также зубчатый ротор. Наличие повреждений или присутствие металлической стружки также указывают на поломку датчика.

Чтобы самому поверить датчик положения распредвала необходимо воспользоваться тестером/мультиметром. Обязательным условием перед проверкой является отключение зажигания. После можно начать отсоединение проводов от устройства. Зачастую проводка закреплена при помощи стандартных разъемов. Отключение производится посредством нажатия на специальный фиксатор-защелку колодки.

  • Далее необходимо изучить сам разъем. На таком разъеме должны присутствовать контакты: плюсовой контакт, минусовая «масса», контакт для передачи сигнала.
  • Затем необходимо включить зажигание, после чего вольтметром производится замер напряжения на плюсовом контакте датчика положения распредвала. Массу тестера нужно подключить к массе двигателя. Данный замер должен по напряжению быть аналогичным показателю напряжения на клеммах АКБ. В случае отклонений в показаниях напряжения сравнительно с питанием можно сделать вывод, что имеются неисправности в электрической цепи питания датчика положения распредвала.
  • Аналогичным образом производится замер напряжение на «массе» датчика. Напряжение на указанном контакте должно быть нулевым.
  • После необходимо выполнить подключение плюсового и минусового провода датчика. Средний контакт датчика подключается через тестер. Получается, одни щуп вольтметра прикладывается к сигнальному выводу датчика, а другой запитывается на вход в системе управления. Для решения такой задачи не редко сигнальный провод перерезается, а щуп мультиметра прикладывается к открытым проводам.
  • Затем двигатель прокручивается стартером. Рабочий датчик покажет напряжение, которое может колебаться от 0.4 до 5 вольт. Отклонения от указанных значений указывают на необходимость замены ДПРВ.

Чтобы самому заменить датчик положения распредвала потребуется отсоединить от него повода, удалить крепеж и вынуть устройство из посадочного места. Подключение исправного элемента осуществляется в обратном порядке.

Источник: http://KrutiMotor.ru/datchik-polozheniya-raspredvala/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автолига
Мазда сх 9 расход топлива

Закрыть