Датчик кислорода ваз 2112

Причины и признаки неисправности лямбда-зонда ВАЗ-2110, замена кислородного датчика

датчик кислорода ваз 2112

Выхлопные системы с катализатором стали применяться на переднеприводных автомобилях семейства ВАЗ с введением экологических норм Euro-2 и Euro-3, неотъемлемой частью моторов с каталитическим нейтрализатором является лямбда-зонд ВАЗ-2110. Кислородный датчик (другое название этой детали) предназначен контролировать уровень токсичных веществ в выпускных газах и в случае превышения нормы CO передавать тревожный сигнал на блок управления двигателем.

Как и все детали в автомобиле, лямбда-зонд (ЛЗ) может со временем выйти из строя, из-за этого в двигателе происходят различные сбои. В этой статье мы рассмотрим основные признаки неисправности датчика, причины их возникновения, особенности замены детали, а также возможные поломки катализатора, методы их устранения.

Кислородный датчик ВАЗ-2110

Основной функцией ЛЗ является определение количества кислорода в отработанных газах, на основании полученных данных датчик посылает сигнал блоку, управляющему электронной системой двигателя. В соответствии с показаниями лямбда-зонда ЭБУ корректирует функционирование всех элементов топливной системы и зажигания, делая работу мотора наиболее оптимальной.

На автомобиле ВАЗ-2110 (2111, 2112) с 8-клапанным двигателем датчик кислорода находится на приемной трубе глушителя, в непосредственной близости от ее соединения с резонатором. Так как лямбда-зонд начинает работать не сразу, а только при прогреве выхлопной трубы до 360 градусов, часто вазовские датчики оснащаются встроенным электронагревателем, такие ЛЗ имеют четыре провода и соответствующий штекер для подсоединения к электронной схеме авто.

Основные производители вазовских кислородных датчиков – Bosch и NGK, «бошевские» запчасти считаются универсальными, применяются не только на «десятках» и «двенашках», но также и на других ВАЗ, моделях других марок, в частности, на автомобилях:

  • Opel Omega /Vectra/ Astra/ Calibra с двигателем C20NE (необходимо только поменять пластмассовый штекер);
  • ВАЗ 2108-2115;
  • Chevrolet Niva;
  • Газель Бизнес с двигателем Cummins;
  • УАЗ Патриот.

Цена лямбда-зонда БОШ с каталожным номером 0258006537 – в среднем от 1500 до 2000 рублей, купить датчик можно практически в любом автомагазине, часто реклама о продаже деталей встречается в интернете.

К 4-пиновому разъему ЛЗ подходят 4 провода разных цветов:

  • черный – сигнальный;
  • серый – массовый;
  • два белых – для подключения электронагревателя (полярность подсоединения проводов значения не имеет).

Лямбда-зонд БОШ продается в фирменной упаковке, с защитным пластмассовым колпаком, на резьбовое соединение детали нанесена специальная смазка, предотвращающая прикипание датчика.

Основные признаки неисправного лямбда-зонда

Срок службы кислородного датчика в среднем составляет по пробегу 80-120 тыс. км, но ресурс детали часто сокращается по разным причинам:

  • в бак автомобиля заливается некачественный бензин;
  • происходит перегрев двигателя;
  • неправильно отрегулировано зажигание, вследствие чего возникает детонация;
  • установлена бракованная деталь.

Нередко лямбда-зонд выходит из строя преждевременно из-за удара, хрупкий керамический элемент легко разрушается от ударной нагрузки. Именно по этой причине по кислородному датчику нельзя наносить удары, ронять его с высоты на жесткую поверхность.

Определить неисправный лямбда-зонд можно по различным косвенным признакам, неполадкам в работе двигателя:

  • мотор работает нестабильно на холостом ходу, обороты постоянно меняются, чаще такое происходит на непрогретом движке;
  • увеличился расход топлива, а из трубы глушителя идет черный дым;
  • на панели приборов загорается сигнальная лампа Check Engine;
  • свечи зажигания быстро покрываются копотью;
  • двигатель «тупит» – не развивает обороты, не позволяет машине разогнался до нужной скорости.

Если снять лямбда-зонд с автомобиля, можно заметить, что его внутренняя часть покрылась сажей (копотью) – это говорит о том, что топливо сгорает не полностью, пропорция топливной смеси нарушена.

Замена лямбда-зонда (двигатель 8 клапанов)

Чтобы заменить ЛЗ на автомобиле 2110 с двигателем 8 клапанов, машину следует загнать на яму или автоподъемник, так будет гораздо удобнее добраться до нужной детали. Прежде чем начать работу, необходимо дождаться полного остывания частей выхлопной системы во избежание получения ожогов.

Часто кислородный датчик прикипает, особенно в случаях, если он долго не снимался, и пробег у машины уже достаточно большой.

Чтобы лямбда-зонд легче стронулся с места на резьбе, можно перед началом работ обработать его крепление WD-40, только необходимо выдержать время (в течение часа), дать позволить жидкости проникнуть в резьбовое соединение.

Следует отметить, что на приемной трубе ЛЗ прикипает не так сильно, как на выпускном коллекторе у автомобилей с 16-клапанным мотором, там уже ВД-40 обычно не помогает, приходится применять другие методы для демонтажа детали. Все дело в том, что температура около двигателя выше, чем в выхлопной трубе, и металл окисляется интенсивнее.

Замену лямбда-зонда выполняем следующим образом;

  • открываем капот, разъединением штекер с проводами (разъем находится где-то под главным тормозным цилиндром);
  • спускаемся под машину и рожковым ключом на 22 отворачиваем сам датчик;
  • устанавливаем новый ЛЗ на место, затягиваем его с усилием примерно 30-45 Н·м;
  • соединяем провода, на этом работу можно считать законченной.

Важно соединить штекер так, чтобы изоляция не касалась выхлопной трубы, иначе провода поплавятся, и лямбда-зонд нормально работать не будет.

Неисправности каталитического нейтрализатора

Катализатор (он же каталитический нейтрализатор) предназначен для очищения выхлопных газов от вредных примесей, играет роль своеобразного фильтра. Внутри катализаторной банки находятся керамические или металлические соты, покрытие каталитическим слоем из драгоценного металла. Со временем сажа от выхлопных газов накапливается, забивает соты, и выпускные газы проходят через катализатор с трудом.

Прочистить каталитический нейтрализатор удается не всегда, во многих случаях он подлежит замене. Но так как катализатор стоит достаточно дорого, а забивается довольно быстро (часто преждевременный выход из строя происходит из-за некачественного бензина), многие автовладельцы стараются избавиться от этой детали различными способами:

  • удаляют каталитический элемент, выбив соты из банки;
  • вместо катализатора устанавливают пламегаситель;
  • если каталитический нейтрализатор является неотъемлемой частью коллектора, производят его замену на специальную вставку (stinger).

На автомобилях ВАЗ-2110 с двигателем 1.6 л устанавливается два кислородных датчика, и если удалить катализатор, то нижний лямбда-зонд зафиксирует повышенное содержание CO в отработанных газах, а лампа диагностики будет загораться, фиксируя ошибку. Просто отключить кислородный датчик не получится, лампа Check Engine все равно будет загораться. Чтобы избавиться от этой проблемы, применяется специальная обманка, которая представляет собой специальную проставку, дополненную сетчатым фильтром.

Обманка не уменьшает уровень токсичности в выхлопных газах, но ограничивает попадание выхлопа на сам лямбда-зонд, в результате датчика фиксирует нормальное содержание CO, и ошибка не загорается. Если и таким способом обмануть ЛЗ не удается, остается единственный выход – перепрошивать блок управления двигателем.

Отключение лямбда-зонда

Ответы на вопросы «Можно ли отключить кислородный датчик» и «Стоит ли эксплуатировать автомобиль с неисправным лямбда-зондом» интересуют многих автовладельцев, особенно в тех случаях, когда нужно доехать до определенного места, а двигатель работает с перебоями. Отключение ЛЗ не приводит к каким-либо катастрофическим последствиям, но при исправном датчике:

  • незначительно возрастет расход топлива;
  • увеличивается уровень CO в выхлопных газах;
  • немного снижается мощность двигателя.

Отсоединение разъема при неисправном ЛЗ, как правило, дает положительные результаты – машина начинает ехать резвее, появляется динамика. Но эксплуатировать автомобиль с лямбда-зондом, вышедшим из строя, все же не рекомендуется, все равно система управления двигателем работает не в нужном режиме, к тому же регулярно загорающийся Check Engine напоминает об ошибках.

Восстановление работоспособности лямбда-зонда с помощью чистки

В некоторых случаях кислородный датчик перестает работать только из-за того, что отверстия защитного экрана и сам керамический наконечник покрылись сажевым налетом. Для восстановления работоспособности детали необходимо произвести очистку ЛЗ от сажи, но выполняя такую работу, нужно соблюдать определенные правила. Важно не использовать для чистки:

  • металлические щетки;
  • наждачную бумагу;
  • напильники;
  • другие предметы, которые могут повредить керамический элемент.

Самый лучший метод избавиться от загрязнений – замочить керамику лямбда-зонда в растворе ортофосфорной кислоты, но для этого предварительно следует аккуратно отпилить защитный колпачок. Если кислоту не удалось найти, можно воспользоваться преобразователем ржавчины, который продается в магазинах, торгующих автохимией. Разумеется, чтобы очистить деталь от сажевых отложений, датчик необходимо снимать.

Для отмачивания керамического наконечника его необходимо разместить в жидкости на 15-20 минут, сажа должна сама исчезнуть с поверхности. Если все же отложения до конца не удалились, их можно счистить мягкой зубной щеткой. После проведенной процедуры нужно с помощью кэмпи-сварки закрепить защитный экран. Когда восстановить работоспособность «лямбды» не удается, остается один выход – покупать новый кислородный датчик.

Источник: https://avtobrands.ru/prichiny-i-priznaki-neispravnosti-lyambda-zonda-vaz-2110-zamena-kislorodnogo-datchika/

Датчик кислорода ВАЗ

датчик кислорода ваз 2112

Датчик кислорода – он же лямбда-зонд. Устройство призванное замерять уровень кислорода в смеси отработанных газов.

В автомобиле он нужен для достижения правильного сочетания пропорции кислорода и топлива в рабочей смеси. При правильной пропорции кислорода и топлива в смеси, двигатель работает максимально эффективно и что немаловажно уменьшается расход самого топлива.

Виды датчиков и принцип работы

Лямбда-зонд устанавливается в выхлопной системе. Делятся датчики на два вида: двухточечный и широкополосный.

Двухточечный датчик состоит из керамики, элементы которого с двух сторон покрыты диоксидом циркония. Устанавливается перед каталитическим нейтрализатором либо за ним.

Принцип работы – измерение уровня концентрации кислорода в окружающей среде и выхлопных газах. Если уровень меняется и становится разным, на концах элементов датчика создается напряжение, от низкого до высокого. Низкое напряжение создается, если кислорода в системе с избытком.

В противном случае если в системе не хватает нужного уровня кислорода, то создастся высокое напряжение. Эти сигналы поступают в блок управления двигателем, который различает их по силе тока.

Широкополосный датчик – более современная конструкция. Так же имеет два керамических элемента. Один из них можно назвать «закачивающим». Он отвечает за активацию процесса закачивания или удаления воздуха из системы.

Второй элемент можно условно назвать «двухточечным». Принцип работы базируется на том, что пока кислорода в смеси нужное количество сила тока на «закачивающем» элементе не меняется и передается на «двухточечный» элемент.

Он в свою очередь, получая постоянную силу тока от «закачивающего» элемента поддерживает постоянное напряжение между своими элементами и бездействует.

Как только уровень кислорода меняется, «закачивающий» элемент подает измененное напряжение на «двухточечный». Тот в свою очередь обеспечивает либо закачку воздуха в систему либо его откачку обратно.

Лямбда-зонд на автомобилях ВАЗ

На ВАЗах используется несколько типов датчиков:

1. Bosch № 0 258 005 133, норма Евро – 2. Устанавливался на устаревших моделях с объемом двигателя 1,5 литра. На поздних моделях с нормой Евро – 3, этот датчик использовался как первый, и ставили его до катализатора.

Вторым ставили датчик, у которого есть «обратный разъем». Но можно встретить установленные два одинаковых датчика

2. Bosch № 0 258 006537 устанавливался на автомобилях, выпущенных с октября 2004 года.имеют  в своем строении нагревательный элемент.

Лямбда – зонды, выпускаемые фирмой «Bosch», взаимозаменяемы с похожими по строению циркониевыми датчиками. Обратите внимание, что датчик без подогрева можно заменить подогреваемым датчиком. Только не наоборот.

Неисправности датчика кислорода и коды ошибок

Из возможных поломок лямбда – зонда можно выделить такие: потеря чувствительности, неработающий подогрев. Как правило, бортовой компьютер не покажет вам поломку, если проблема в потере чувствительности. Другое дело, если оборвалась цепь подогрева – тогда неисправность будет зафиксирована.

  • Ошибка Р1115 – в цепи нагрева произошла поломка
  • Ошибка Р1102 — на нагревателе кислорода низкое сопротивление
  • Ошибка Р0141 — на втором датчике произошла поломка нагревателя
  • Ошибка Р0140 – произошел обрыв датчика номер два
  • Ошибка Р0138 – второй датчик сигнализирует о завышенном уровне сигнала
  • Ошибка Р0137 – второй датчик сигнализирует о пониженном уровне сигнала
  • Ошибка Р0136 – произошло замыкание «на массу» второго датчика
  • Ошибка Р0135 – вышел из строя нагреватель на первом датчике
  • Ошибка P0134 – у первого датчика отсутствует сигнал
  • Ошибка Р0133 – первый датчик медленно отвечает на запрос
  • Ошибка Р0132 – мало кислорода в системе, сигнал на высоком уровне на первом датчике
  • Ошибка Р0131 – много кислорода в системе, сигнал на низком уровне на первом датчике
  • Ошибка Р0130 – первый датчик подает неправильные сигналы

Замена датчика кислорода

Если возникает какая–либо поломка, датчик нужно заменить. Можно попробовать сделать это самостоятельно. Рассмотрим ситуацию замены лямбда-зонда на ВАЗе 2114:

  1. Машину ставим на эстакаду или загоняем на яму и снимаем защиту мотора (для замены датчика с нейтрализатором).
  2. Ищем провода от датчика кислорода, и по ним идем к самим датчикам, стоят они на катализаторе (первый до нейтрализатора, второй после).
  3. Разрезаем хомуты, разъединяем разъемы.
  4. Оставляем систему остывать.
  5. Берем гаечный ключом на «22» или спец. головку и откручиваем датчик.
  6. Берем новый датчик и так же устанавливаем его на место старого. Прикручиваем гайки.
  7. Соединяем провода с разъёмам.
  8. Новыми хомутами крепим провода к системе охлаждения (не допускать соприкосновения с выхлопной трубой).
  9. Устанавливаем защиту в обратном порядке.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какое масло заливать Nissan Qashqai дизель?

На остальных моделях машин замена датчика будет происходить идентично.

Проблемы при замене

При замене старый датчик может прикипеть к трубе. В этом случае действуйте так:

  1. Щедро полейте wd – 40 и пробуйте открутить
  2. Включаем двигатель, нагреваем выхлопную систему и откручиваем датчик
  3. Пробуем нагреть (соблюдая осторожность) сам датчик и открутить его
  4. Несильно обстучите молотком и пробуйте открутить заново
  5. Если не помогает, попробуйте «термоудар». На хорошо разогретый датчик вылейте холодную воду. Попробуйте снова открутить.

Цена на датчик кислорода

Цена на датчик кислорода будет зависеть от региона и модели. Колеблется она от 1000 до 3000 р. Покупайте лямбда–зонд в специализируемых магазинах и только с гарантией.

Причины поломки датчика кислорода

  • На корпус датчика попала охлаждающая, либо тормозная жидкость
  • В используемом топливе большое содержание свинца
  • Сильный перегрев датчика, вызванный неочищенным топливом (засорение фильтров очистки)
  • Датчик просто выработал свой ресурс
  • Механическое повреждение датчика во время движения автомобиля.

Вышедший из строя датчик скажется на работе автомобиля в целом и повлечет за собой дополнительные проблемы. Но по ним Вы сможете сразу определить возможную поломку датчика и провести своевременную его замену.

Сопутствующие проблемы при выходе из строя датчика кислорода

  • Автомобиль стал потреблять больше топлива, чем обычно
  • Автомобиль стал двигаться рывками
  • Двигатель стал работать нестабильно
  • Нарушилась нормальная работа катализатора
  • При проверке на токсичность выхлопных газов — результат дает завышенные показатели.

В завершение хочется дать совет: чтобы в будущем избежать изложенных проблем – следите за работоспособностью лямбда-зонда. Проверяйте его состояние через каждые пять – десять тысяч километров пробега.

Источник: http://mylada.net/remont/datchik-kisloroda-vaz.html

где находится датчик кислорода ваз 2110 ~ AUTOTEXNIKA.RU

датчик кислорода ваз 2112

Устройство и функции датчика кислорода ВАЗ 2110

Нередки случаи, когда датчик кислорода на ВАЗ 2110 начинает давать сбои. Обычно это случается уже после приличного пробега. Сходу отметим, что неисправности лямбда зонда, как нередко именуют этот датчик, ремонту не подлежат, ему поможет только подмена.

Назначение лямбда зонда

Датчик кислорода, оказывает существенное воздействие на стабильность работы мотора, также на экономичное расходование горючего и минимизацию выброса вредных веществ в атмосферу. В принципе, при его неисправности ВАЗ 2110 не встанет, как вкопанный, но работать будет существенно ужаснее.

К примеру, подтверждено, что содержание СО в выхлопных газах при поломке этого датчика станет не в границах 0,3%, как молвят нормативы, а 3, а то и 7 %.

Потому чем быстрее произойдет подмена вышедшего из строя устройства, тем лучше.

Лямбда зонд нового эталона Bosch

Датчик кислорода установлен на приемной трубе глушителя, в его нижней части. Он определяет количество кислорода в выхлопе мотора ВАЗ 2110 и передает сигнал на управления. А уже контролер регулирует лучшую длительность фазы впрыска, регулируя состав

Не вдаваясь в сложные подробности, можно сказать, что если кислород есть в выхлопе, означает, смесь обедненная, вполне отсутствует – обогащенная. А уже ЭБУ управляет всем так, чтоб она была хорошей для данного определенного режима работы мотора.

Замена лямбда зонда (датчик кислорода) ВАЗ 2112

Замена лямбда зонда (датчик кислорода) на ВАЗ 2112 Music from Epidemic Sound () .

Расположение датчиков ВАЗ 2110

Расположение датчиков автомобилей 10-го семейства.

Срок службы

По рекомендациям производителей, замена датчика кислорода для ВАЗ 2110, должна происходить для не подогреваемых лямбда зондов через каждые 50 – 80 тысяч км пробега, для подогреваемых – через 100 тысяч.

Но это не значит, что неисправности не могут появиться раньше:

  • Самая главная из возможных причин – это отложения нагара под защитным колпачком;

Симптомы поломок

Заподозрить неисправности лямбда зонда на ВАЗ 2110 помогут такие симптомы:

  • Ухудшается динамика разгона (приемистость);
  • Холостой ход плавает;
  • Растет потребление топлива;
  • Увеличенная токсичность выхлопа.

Меняем прибор

Поскольку датчик кислорода не ремонтируемый, ему нужна обычная замена. Работа проводится на эстакаде, яме или подъемнике. Нужно просто отсоединить разъем и ключом на 22 открутить прибор. Устанавливается новый, в обратной последовательности.

Провода подключения

Распиновка датчика кислорода, имеющего подогрев, включает четыре провода:

  • Черный провод, он еще называется сигнальный – подключен к контроллеру, который считывает поступающие сигналы о количестве кислорода, который содержится в выхлопе;
  • Два белых провода предназначены для нагревательного элемента, находящегося в контроллере. При этом не имеет значение, какой провод подключать к плюсу, какой – к минусу;
  • Четвертый провод распиновки лямбда зонда ВАЗ 2110 – серый, это заземление. Электрическая схема (распиновка) датчика кислорода

Лямбда зонды, которые подогрева не имеют, могут иметь распиновку на два или три провода.

Нужно учитывать несколько моментов:

  • Замена не подогреваемого датчика на подогреваемый возможна, наоборот – нет;
  • При установке проследите, чтобы на разъем или наконечник не попала грязь или смазка, что сильно сокращает срок службы прибора;
  • Закручивать новый при замене, нужно динамометрическим ключом с моментом затягивания около 40 Нм.

Источник: https://autotexnika.ru/gde-nahoditsja-datchik-kisloroda-vaz-2110/

Датчик кислорода ВАЗ-2112 16 клапанов: признаки неисправности

Наверное, почти все автолюбители слышали о датчике кислорода. Другими словами говоря – лямбда зонде. Как и любой автомобильный датчик, он имеет свойства изнашиваться, ломаться и выходить из строя. Так, какие же признаки неисправности данного элемента на 16-клапанном двигателе ВАЗ-2112?

Расположение датчика кислорода

Датчик кислорода расположен в выпускном коллекторе

Прежде чем перейти непосредственно к выяснению признаков, необходимо знать, где он расположен и за что отвечает. Лямбда зонд – это автомобильный датчик, который считывает с выхлопных газов количество выходящего кислорода и регулирует подачу топливной смеси.

Зачастую, месторасположение автопроизводители выбирают перед катализатором. В данном случае, датчик находится в выпускном коллекторе. Некоторые автомобильные критики считают, что такое расположение не совсем верное, поскольку зонд должен располагаться непосредственно перед катализатором.

Схема расположения датчика кислорода в системе выхлопа

Также, для доработки системы могут устанавливаться и использоваться датчики кислорода с обратной связью. Для этого после катализатора устанавливается еще один лямбда зонд, который подключается к электронному блоку управления. Сделано это для того, чтобы более точно считывать данные с отработанных выхлопных газов, регулировать топливную смесь и уменьшить расход горючего.

Замена и можно ли его отключить?

Неисправный лямбда-зонд

Заменить датчик кислорода достаточно просто, поскольку для этого требуется только отключить его от электропитания и выкрутить с выпускного коллектора. А вот с вопросом, можно ли ездить при отключенном датчике, все обстоит намного сложнее.

Выключенный лямбда зонд влечет за собой то, что ЭБУ в данном параметре переходит в аварийный режим работы и количество топлива, которое впрыскивается в цилиндры, будет колебаться. Так, бензиновая смесь будет то богатая, то бедная, что приведет к нестабильной работе силового агрегата и износу.

Схема расположения датчика кислорода с обратной связью

Признаки неисправности и коды ошибок

Итак, рассмотрим основные признаки неисправности датчика кислорода на 16-клапанном двигателе ВАЗ-2112:

Стоит отметить, что такими же причинами обладают и другие датчики, поэтому для получения более детального ответа, необходимо подключиться к электронному блоку управления двигателя и посмотреть какие именно ошибки выскочили.

Так, рассмотрим, какие ошибки вызваны именно неисправностью лямбда зонда:

Ошибка Р0130Неверный сигнал датчика кислорода 1
Ошибка Р0131 Низкий уровень сигнала датчика кислорода 1
Ошибка Р0132 Высокий уровень сигнала датчика коленвала 1
Ошибка Р0133 Медленный отклик датчика кислорода 1
Ошибка Р0134 Отсутствие сигнала датчика кислорода 1
Ошибка Р0135 Неисправность нагревателя датчика кислорода 1
Ошибка Р0136 Замыкание на землю датчика кислорода 2
Ошибка Р0137 Низкий уровень сигнала датчика кислорода 2
Ошибка Р0138 Высокий уровень сигнала датчика кислорода 2
Ошибка Р0140 Обрыв датчика кислорода 2
Ошибка Р0141 Неисправность нагревателя датчика кислорода 2
Ошибка Р1102 Низкое сопротивление нагревателя датчика кислорода
Ошибка Р1115 Неисправная цепь нагрева датчика кислорода

Выводы

Признаков неисправности датчика кислорода на 16-клапанном двигатели ВАЗ-2112 мало и для того, чтобы полностью убедиться в том, что не работает датчик кислорожа, необходимо подключиться к ЭБУ и посмотреть ошибки. Метод устранения неисправности один – замена датчика. Сделать это можно самостоятельно, поскольку в процессе ничего сложного нет.

Источник: http://carfrance.ru/datchik-kisloroda-vaz-2112-priznaki-neispravnosti/

Лямбда зонд признаки неисправности на ВАЗ 2110, 2112, 2114, Лада ПРИОРА и другие авто

За нормальную работу топливной системы автомобиля во многом отвечает лямбда зонд, в связи в этим, каждый водитель обязан знать, какие бывают признаки неисправности этого устройства.

Поэтому следует более подробно рассмотреть все, что касается данного датчика кислорода.

Итак, постоянная борьба за экологию и снижение выбросов вредных веществ привела к тому, что на автомобилях начали применяться инжекторные системы питания, которые благодаря использованию специальных датчиков более точно следят за дозировкой топлива и воздуха, чем в карбюраторных авто.

Назначение датчика кислорода

Современные датчики, установленные в автомобиле, следят не только за топливом и воздухом, а еще и за выхлопными газами, а точнее, за наличием остаточного кислорода в них.

За этот параметр и отвечает лямбда зонд. Исходя из показаний данного датчика электронный блок корректирует количество подаваемых в цилиндры элементов топливной смеси.

Особенно без лямбда зонда не обойтись на авто, оснащенных каталитическими нейтрализаторами.

Данные устройства за счет химических реакций снижают количество вредных веществ в выхлопных газах, однако работают катализаторы в очень ограниченных условиях, нарушение которых приведет к быстрому выходу устройства из строя.

Так вот, чтобы условия для работы катализатора соблюдались, электронный блок управления должен очень точно дозировать воздух и топливо перед подачей в цилиндры, а делает он это исходя из количества остаточного кислорода, то есть из показаний лямбда зонда (датчика кислорода).

Немного о конструкции и принципе работы

Несмотря на то что данный датчик должен определять количество кислорода в выхлопных газах, устроен он не так уж и сложно и имеет малые габариты.

Основными рабочими элементами его являются два электрода – внешний и внутренний.

Чтобы обеспечить высокую чувствительность к молекулам кислорода, внешний электрод имеет напыление из платины.

Второй электрод является гальваническим элементом и выполнен из циркония.

Особенностью этого электрода является то, что рабочая температура, при которой он вступает в работу должна быть не менее 300 град.

Платина легко улавливает молекулы кислорода, при этом напряжение самого электрода меняется.

Разность напряжения между электродами электронный блок интерпретирует в процентные значения остатка кислорода.

Производятся два типа лямбда зондов, хотя внешне они не отличаются. Один из видов называется двухточечным – это сравнительно простой датчик, который способен только уловить отклонение количества кислорода от номинального значения.

Второй – широкополосные зонды, которые способны уже определить отклонение в процентном соотношении, что положительно сказывается на работе электронного блока, и как следствие самого двигателя.

Автомобили, оснащенные катализатором, укомплектовываются двумя лямбда зондами – один снимает показания до катализатора, а второй – после.

На основе результатов показаний электронный блок определяет работоспособность катализатора.

Это коротко об устройстве кислородного датчика и его принципе действия.

Подробнее о лямбда-зонде можно почитать здесь.

Признаки неисправности

Сейчас же рассмотрим сами неисправности кислородного датчика. В большинстве случаев о проблемах в работе лямбда зонда подскажет сам автомобиль.

Неработающий зонд скажется на:

  • динамике набора скорости;
  • неустойчивой работе силовой установке;
  • обороты мотора на холостом ходу будут сильно «плавать»;
  • потребление топлива значительно увеличится.

Если все это начало проявляться, то зачастую виной является лямбда зонд, и на него в первую очередь нужно обратить внимание.

Ну и обязательно загорится индикаторная лампа «Check Engine», хотя узнать, что причиной загорания этой лампы стал именно лямбда зонд можно будет только после диагностики электронного блока сканером.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ:  Каталог запасных частей ВАЗ 2170

После устранения всех неисправностей, связанных с лямбда зондом, про которые рассказано ниже, его нужно проверить, как это делать читайте здесь.

Основные неисправности.

Что же касается самих неисправностей этого датчика, то их условно можно подразделить на внешние и внутренние.

Внешние неисправности.

Их всего две – обрыв проводки, идущей к элементу (хотя данная неисправность и не касается самого датчика, но она влияет на его работоспособность), и сильный удар, приведший к повреждению корпуса и разрушению внутренних элементов его.

Обе эти неисправности зачастую происходят из-за агрессивной эксплуатации авто, к примеру, частая активная езда по бездорожью.

Внутренние неисправности.

Их несколько больше:

  • Нарушение герметичности корпуса датчика, приведший к проникновению воздуха или выхлопных газов внутрь лямбда зонда;
  • Значительное наслоение продуктов горения на рабочие поверхности датчика, из-за чего платина не способна уловить молекулы кислорода. Чаще всего происходит из-за использования топлива низкого качества;
  • Естественное старение датчика. Он работает в агрессивной среде, которая постепенно снижает работоспособность его вплоть до полного прекращения выполнения своих функций;
  • Воздействие очень высокой температуры может привести к перегреву датчика и нарушению его работоспособности. Чаще всего происходит из-за неисправности топливной системы или неквалифицированной доработки мотора.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие реле находятся под капотом Ваз 2106?

Внешние неисправности, а также разгерметизация корпуса сказываются на работе мотора сразу же.

А вот внутренние неисправности оказывают свое воздействие на работоспособность силовой установки постепенно, по мере усугубления проблемы.

Источник: https://AutoTopik.ru/remont/923-priznaki-neispravnostey-lyambda-zonda.html

Датчик кислорода ваз 2112 16 клапанов — Ремонт автомобиля своими руками

Лямбда-зонд устанавливается в выхлопной системе. Делятся датчики на два вида: двухточечный и широкополосный.

Двухточечный датчик состоит из керамики, элементы которого с двух сторон покрыты диоксидом циркония. Устанавливается перед каталитическим нейтрализатором либо за ним. Принцип работы – измерение уровня концентрации кислорода в окружающей среде и выхлопных газах.

Если уровень меняется и становится разным, на концах элементов датчика создается напряжение, от низкого до высокого. Низкое напряжение создается, если кислорода в системе с избытком. В противном случае если в системе не хватает нужного уровня кислорода, то создастся высокое напряжение.

Эти сигналы поступают в блок управления двигателем, который различает их по силе тока.

Как проверить

Подсоедините переходник и запустите двигатель на частоте 2000 об/мин. Для того, чтобы датчик кислорода оставался горячим в течение всего цикла измерений. Не отсоединяйте колодку датчика во избежание нарушения полного цикла обратной связи в системе впрыска топлива.

Подсоедините осциллограф к сигнальному проводу датчика кислорода. Будьте внимательны, имеются датчики с подогревом (трех или четырехпроводные). В этом случае подключаться надо к сигнальному проводу.

Осциллограф покажет вам осциллограммы работы вашего датчика и даст представление о уровнях сигналов в сигнальной цепи.

До проведения измерений проверьте масштаб, проставленный на измерительном инструменте. Он должен быть правильным.
Правильно работающий датчик кислорода покажет вам сигнал,

Как проверить датчик детонации по ссылке .

Неисправности

Современный лямбда зонд, устанавливаемый на ВАЗ имеет 4 вывода: масса, выход сигнала и два на подогреватель.

Показания лямбда зонда лучше всего считывать специальным ПО, подключившись к диагностической шине вашего автомобиля. Только так можно узнать форму сигнала, которую он выдает, и скорость изменения этих сигналов.

Первым делом при диагностике датчика скиньте с него разъем и проверьте мультиметром наличие напряжения на сигнальном проводе с ЭБУ, оно должно быть 0.45 вольта. Кстати если это напряжение отклоняется от приведенного значения, чаще всего в сторону увеличения.

Это можно вылечить установкой дополнительного резистора. Вычислить необходимый номинал резистора можно так:

1) берем регулируемый резистор, такие как на регулировки громкости

2) Включаем его последовательно в цепь питания сигнала лямбды.

3) подключаем тестер и крутим резистор, пока напряжение не станет 0.45-0.46 вольт.

4) заводим машину, проверяем, если ОК все хорошо – замеряем сопротивление на нем и подбираем обычный резистор соответствующего номинала. Кстати резистор нагреваться не будет там нет высокой нагрузки.

1) Сперва с аккумулятора скиньте клему «-», ослабив для этого с помощью гаечного ключа гайку, которая эту клему держит. (Как ослабить гайку, и после чего скинуть клему с аккумулятора, читайте в статье: «Замена аккумулятора», в «первом» пункте)

2) Далее разыщите второй кончик жгута проводов, который идет от датчика кислорода и соединяется с колодкой, а после нахождения, разъедините их между собой.

Примечание!
Что бы вам было проще найти второй кончик жгута проводов и колодку, в таком случае начинайте свои поиски от первого кончика, который устанавливается в приемную трубу автомобиля!

3) После разъединения второго кончика, переберитесь к первому, который находится в приемной трубе автомобиля, и после чего при помощи гаечного ключа, полностью выверните гайку которая его крепит.

Отворачивание гайки датчика, при помощи гаечного ключа

4) А после отворачивания снимите датчик с автомобиля.

1) В начале установите первый кончик нового кислородного датчика на свое место, и после установки заверните до упора гайку его крепления.

2) Затем соедините второй кончик жгута проводов, с колодкой.

3) И под завершение операции, пользуясь все той же статьей по «Замене аккумулятора», установите на него клему «-», в обратном порядке снятию.

Важно!
Во время замены датчика, если двигатель у автомобиля горячий, то в таком случае старайтесь работать в толстых перчатках, или же ждите пока двигатель остынет до холодной температуры, потому что при сильном нагреве двигателя, приемная труба и сам кислородный датчик очень сильно нагреваются, их температура поднимается до порядка 360 °С, и поэтому при замене датчика, оберегайте себя и свои руки от ожогов!

Кислородный датчик. Как проверить лямбда зонд?

Из за чего началось написание данной статьи? Все потому, что я и сам владелец ВАЗ 2110. И вот однажды я столкнулся с проблемой, когда работа двигателя стала нестабильной: начали плавать обороты, причем не постоянно, увеличился расход топлива, даже загорелась ошибка chek.

Приехав на СТО, сделал компьютерную диагностику и о чудо, компьютер говорит, что все исправно. И тут работник говорит, что такое возможно при выходе из строя какого-то там лямбда зонда. Что это, для меня тогда был огромный вопрос. Либо проблема в забитом катализаторе.

Честно, первая мысль, СТОшник хочет подзарабртать и я отказался от ремонта и решил сам разобраться в проблеме. И теперь хочу донести данную информацию Вам.

История датчика кислорода

Первым представителем кислородного датчика была деталь, представляющая чувствительный элемент, не оснащенный подогревателем. Нагрев происходил из-за выхлопных газов. Такая процедура требовала времени. Так как со временем рамки токсичности выбросов были ужесточены, то и лямбда зонд начал свою эволюцию. На нынешний день в кислородном датчике ВАЗ 2110 представлены выводы: 2 подогревателя, сигнал и масса.

Как проверить лямбда зонд

Проверяют один из выводов датчика, а именно сигнальный. Для этого:

  1. Либо используют сканер .
  2. Либо при помощи мотортестера. С помощью щупов идет подключение и включают самописец. Благодаря второму способу можно увидеть форму сигнала, текущие и пиковые значения. По форме сигнала можно определить исправность датчика.

Чтобы вы не заблуждались, объясню, главным показателем для лямбда зонда является не состав смеси или опережение зажигания, а именно содержание кислорода. Как происходит процесс: С электронного блока управления идет опорное напряжение в 0,45 В на сигнальный вывод датчика. Для убедительности, можете откинуть клемму от датчика и используя мультиметр сделать измерения. Если все так, то датчик исправен.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Ошибка 8 на ваз 2110

ПРОЦЕСС РАБОТЫ КИСЛОРОДНО ДАТЧИКА

Когда объем кислорода увеличивается в выхлопных газах, происходит снижение подающегося напряжения на датчик до 0,1 В, когда кислорода меньше положенного – увеличение до 0.9 В. В ВАЗ 2110 представлен циркониевый кислородный датчик, благодаря этому прыжок напряжения в зависимости от объема кислорода происходит по проценту стехиометрической смеси, при соотношении 14,7:1. Учитывая это топливно-воздушная смесь воспламеняеться.

Если вникнуть в то, как работает лямбда зонд, то понимаешь и как сделать диагностику. Ну допустим выскакивает ошибка ЭБУ (электронного блока управления) Р0131, которая говорит о «Низком уровне сигнала датчика кислорода 1». Тут нужно понять, что датчик проверяет состояние системы и поэтому при бедной смеси, он сообщит об ошибке. В таких случаях замена лямбда зонда не актуальна.

Вы спросите: «Так каким же образом определять проблему? Как выяснить проблема в системе или в датчике?». Для понимания хочу рассмотреть несколько ситуаций:

  1. Случайпервый. Итак, появилась ошибка о «бедной смеси», проверяем мультиметром напряжение – низкое. Производим такие действия: добавляем подачу бензина (можно пережать шланг обратного слива). При отсутствии такого, можно с помощью шприца влить немного топлива в впускной коллектор. И посмотреть, реагирует ли датчик. Если датчик показывает, что смесь обогащенная, то поломка не в лямбда зонде, а в системе подачи топлива. Топлива подается в меньшем количестве, чем нужно.
  2. Случайномер2. Датчик говорит о переобогащенной смеси. Делаем искусственный подсос. Нужно поднять вакуумный шланг и все также проверить напряжение на лямбда зонде, если оно снизилось, то датчик рабочий.
  3. Ипоследнийтретийслучай. Эта ситуация является редкой, но все равно неприятная. Пережимаем обратку (сделав подсос) и при этом на датчике так 0,45 В и осталось – можно сказать о том что лямбда зонд неисправен. Так как он должен реагировать на любые изменения топливо-воздушной смеси, меняя напряжение на сигнальном выводе, сообщая о ошибке.При нормальной работе датчика во время резкого изменения качество воздушной смеси, он так де резко должен менять напряжение. Если напряжение меняется плавно, то датчик изношен, либо забит нагаром. В этом случае вы можете ПОЧИСТИТЬ КИСЛОРОДНЫЙ ДАТЧИК или же заменить на новый.

Существует одна вещь, которая может ввести в заблуждение:

При пропусках зажигания на выходе получается смесь с большим количеством топлива и воздуха, датчик такое расценивает как большое количество кислорода в отработанных газах, и будет показывать ошибки, даже если вы поменяете датчик на новый.

Еще не упустите такую вещь, как появление щели перед датчиком кислорода, через которую из вне может попадать что, правильно кислород. И как не сложно к чему это приведет? Правильно, к тому, что датчик будет сообщать о бедной смеси. Следовательно, смесь, поступающая в двигатель станет переобогащенной, а датчик так и будет сообщать о бедной. В этом случае не плохо воспользоваться газоанализатором, который покажет правду, обогащена ли смесь.

Вот, в принципе, и все, разобрались, что же такое лямбда зонд, как он работает и как сделать его диагностику. Жду новых встреч на vaz2110-remont.ru .

Источник: https://avto-voshod.ru/vaz/datchik-kisloroda-vaz-2112-16-klapanov.html

Датчик кислорода ваз 2112 — Авто-ремонт

Выхлопные системы с катализатором стали применяться на переднеприводных автомобилях семейства ВАЗ с введением экологических норм Euro-2 и Euro-3, неотъемлемой частью моторов с каталитическим нейтрализатором является лямбда-зонд ВАЗ-2110. Кислородный датчик (другое название этой детали) предназначен контролировать уровень токсичных веществ в выпускных газах и в случае превышения нормы CO передавать тревожный сигнал на блок управления двигателем.

Как и все детали в автомобиле, лямбда-зонд (ЛЗ) может со временем выйти из строя, из-за этого в двигателе происходят различные сбои. В этой статье мы рассмотрим основные признаки неисправности датчика, причины их возникновения, особенности замены детали, а также возможные поломки катализатора, методы их устранения.

Датчик кислорода на ВАЗ 2112

Кислородный датчик (далее — ДК) предназначен для замера количества кислорода в выхлопных газах автомобиля с целью последующей корректировки обогащения топливной смеси.

Для двигателя машины одинаково «плохо» обогащенная и обедненная смесь. Мотор «теряет» мощность, увеличивается потребление горючего, нестабильная работа агрегата на холостых оборотах.

В отечественных марках авто, ВАЗ и Лада, в том числе, предустановлено по одному датчику кислорода. Европейские и американские технические средства оснащены двумя контролерами:

  • Диагностическим;
  • Управляющим.

По конструкции и размерам они ничем не отличаются друг от друга, но выполняют разные функции.

Где расположен кислородный датчик на ВАЗ 2112

В автомобилях семейства Лада (ВАЗ) кислородный контролер расположен на участке выхлопной трубы между выпускным коллектором и резонатором. Доступ к механизму с целью проведения профилактики, замены из-под днища автомобиля.

Для удобства используйте смотровой канал, придорожную эстакаду, гидравлический подъемный механизм.

Средний ресурс эксплуатации контролера 85 – 115 тыс. км. При условии заправки качественным топливом срок службы оборудования увеличивается на 10 – 15 %.

Датчик кислорода на ВАЗ 2112: оригинал, аналоги, цена, артикулы

Каталожный артикул / маркировкаЦена в рублях
BOSCH 0258005133 (оригинал) 8 и 16 клапанов От 2400
0258005247 (аналог) От 1900-2100
21120385001030 (аналог) От 1900-2100
*цены указаны состоянием на май 2019 года

Автомобили ВАЗ 2112 серийного производства оснащены немецкими контролерами кислорода марки Бош. Несмотря на невысокую стоимость оригинала, не многие автолюбители покупают заводские детали, отдавая предпочтение аналогам.

Водителю на заметку!!! Мотористы СТО настоятельно рекомендуют приобретать детали с заводскими каталожными артикулами с целью предотвращения нестабильной работы силового агрегата.

Признаки неисправности, нестабильной работы датчика кислорода на автомобиле ВАЗ 2112

  • Затрудненный пуск двигателя на холодную, на горячую;
  • Индикация системной ошибки на приборной панели (Р0137, Р0578, Р1457, Р4630, Р7215);
  • Повышенный расход горючего;
  • Детонация мотора;
  • Из выхлопной трубы выходит обильное количество дыма (выхлопа) синего, сизого, черного цвета. Что указывает на несбалансированность топливной смеси;
  • В процессе запуска мотор «чихает», «давится».
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Быстрый ответ: Как узнать код магнитолы Renault?

Причины сокращения ресурса эксплуатации оборудования

  • Естественный фактор вследствие длительности эксплуатации без проведения промежуточной профилактики;
  • Механическое повреждение;
  • Брак при изготовлении;
  • Ослабленный контакт на концевиках;
  • Нестабильная работа прошивки электронного блока управления вследствие чего некорректно интерпретируются входные данные.

Установка и замена кислородного датчика на ВАЗ 2112

Подготовительный этап:

  • Ключ на «17»;
  • Новый контролер;
  • Ветошь;
  • Мультиметр;
  • Дополнительное освещение (опционально).

Диагностика контролера своими руками на ВАЗ 2112:

  • Глушим мотор, открываем капот;
  • Отсоединяем клемму с ДК;
  • Подводим концевики мультиметра (распиновка);
  • Переводим оборудование в режим «Сопротивление»;
  • Считываем показания шкалы.

Если стрелка тяготеет к бесконечности – контролер исправен. Если показания уходят в «ноль» — замыкание, неисправность, умирает лямбда зонд. Так как контролер неразборный, ремонту он не подлежит, замена новым.

Процесс самостоятельной замены вовсе не сложный, но требует внимательности со стороны ремонтника.

  • Устанавливаем машину на смотровой канал для удобства проведения работ. Если нет смотровой ямы, то воспользуйтесь придорожной эстакадой, гидравлическим подъемником;
  • Глушим мотор, открываем капот, ожидаем пока выхлопная система остынет до безопасной температуры, чтобы не получить ожоги кожных покровов кистей рук;
  • Возле резонатора (муфты) находим контролер кислорода. Снимаем колодку с проводами;
  • Ключом на «17» отвинчиваем датчик с посадочного места;
  • Проводим профилактику, очищаем резьбу от наслоений, ржавчины, коррозии;
  • Вкручиваем новый контролер;
  • Надеваем колодку с проводами.

Запускаем двигатель, работает на холостом ходу. Остается проверить исправность, функционал, стабильность такта двигателя. Смотрим на приборную панель, индикацию ошибок электронного блока управления.

Рекомендации по уходу и техническому обслуживанию за автомобилем ВАЗ 2112

  • На этапе действия заводской гарантии соблюдать сроки проведения технического осмотра;
  • Покупать детали с оригинальными каталожными артикулами. Полный перечень индексов указан в руководстве по эксплуатации ВАЗ 2112;
  • При обнаружении неисправности, нестабильной работы механизмов обратитесь в СТО для проведения комплексной диагностики;
  • После окончания срока действия заводской гарантии проводите технический осмотр автомобилю с периодичностью в 15000 км.

Источник: https://zapchasti.expert/datchiki/datchik-kisloroda/datchik-kisloroda-na-vaz-2112.html

Датчик кислорода ваз 2112: Как проверить, Замена

Лямбда-зонд устанавливается в выхлопной системе. Делятся датчики на два вида: двухточечный и широкополосный.

Двухточечный датчик состоит из керамики, элементы которого с двух сторон покрыты диоксидом циркония. Устанавливается перед каталитическим нейтрализатором либо за ним. Принцип работы – измерение уровня концентрации кислорода в окружающей среде и выхлопных газах.

Если уровень меняется и становится разным, на концах элементов датчика создается напряжение, от низкого до высокого. Низкое напряжение создается, если кислорода в системе с избытком. В противном случае если в системе не хватает нужного уровня кислорода, то создастся высокое напряжение.

Эти сигналы поступают в блок управления двигателем, который различает их по силе тока.

Оглавление

Как проверить
Неисправности
Замена

Замена

Снятие:

1) Сперва с аккумулятора скиньте клему «-», ослабив для этого с помощью гаечного ключа гайку, которая эту клему держит. (Как ослабить гайку, и после чего скинуть клему с аккумулятора, читайте в статье: «Замена аккумулятора», в «первом» пункте)

2) Далее разыщите второй кончик жгута проводов, который идет от датчика кислорода и соединяется с колодкой, а после нахождения, разъедините их между собой.

Примечание!
Что бы вам было проще найти второй кончик жгута проводов и колодку, в таком случае начинайте свои поиски от первого кончика, который устанавливается в приемную трубу автомобиля!

3) После разъединения второго кончика, переберитесь к первому, который находится в приемной трубе автомобиля, и после чего при помощи гаечного ключа, полностью выверните гайку которая его крепит.

Отворачивание гайки датчика, при помощи гаечного ключа

4) А после отворачивания снимите датчик с автомобиля.

Установка:

1) В начале установите первый кончик нового кислородного датчика на свое место, и после установки заверните до упора гайку его крепления.

2) Затем соедините второй кончик жгута проводов, с колодкой.

3) И под завершение операции, пользуясь все той же статьей по «Замене аккумулятора», установите на него клему «-», в обратном порядке снятию.

Важно!
Во время замены датчика, если двигатель у автомобиля горячий, то в таком случае старайтесь работать в толстых перчатках, или же ждите пока двигатель остынет до холодной температуры, потому что при сильном нагреве двигателя, приемная труба и сам кислородный датчик очень сильно нагреваются, их температура поднимается до порядка 360 °С, и поэтому при замене датчика, оберегайте себя и свои руки от ожогов!

Источник: http://vz12-up.ru/el/datchik-kisloroda-vaz-2112.html

Датчик кислорода ВАЗ-2110: где находится, возможные неисправности, как проверить

Управление работой двигателей внутреннего сгорания современных автомобилей осуществляется при помощи специальных электронных устройств (контроллеров). Одной из основных задач контроллера является регулирование состава топливной смеси, подаваемой в цилиндры силового агрегата.

Именно от нее зависит расход горючего, стабильность работы мотора, а также его мощность и тяговые свойства. Для этого электронный блок управления собирает и анализирует информацию, поступающую с различных датчиков.

На основании полученных данных ЭБУ отправляет необходимые команды на соответствующие устройства.

В этой статье мы поговорим о том, что собой представляет и для чего предназначен датчик кислорода ВАЗ-2110. Также мы рассмотрим его конструкцию, возможные неисправности и способы диагностики.

Что такое датчик кислорода

Датчик кислорода ВАЗ-2110 – это электронное устройство, предназначенное для определения количества чистого кислорода в выхлопных газах. Для чего это нужно? В первую очередь для того, чтобы снизить количество вредных примесей, содержащихся в выхлопных газах.

Максимально сократить их концентрацию возможно, лишь создав так называемую стехиометрическую горючую смесь (14,7 кг воздуха на 1 кг топлива). Чтобы добиться такой пропорции, необходимо обеспечить фактическое поступление воздуха в указанном количестве. Получается это далеко не всегда, причем по самым разным причинам.

Идеальное соотношение количества фактически поступающего воздуха к теоретическому показателю принято обозначать греческой буквой λ (лямбда). Именно поэтому кислородный датчик еще называют лямбда-зондом.

Конструктивно датчик кислорода ВАЗ-2110, как, в принципе, и других инжекторных автомобилей, состоит из двух электродов: внешнего (платинового) и внутреннего (циркониевого). Первый контактирует с окружающим воздухом, а второй – с выхлопными газами машины. Показания датчика основываются на разнице потенциалов между электродами: чем она больше, тем меньше кислорода в выхлопах.

Для нормальной работы лямбда-зонда ему требуется разогрев до 300-400 градусов по Цельсию. Такая температура достигается специальным электрическим нагревательным элементом, встроенным в датчик.

Сразу после запуска двигателя электронный блок управления регулирует состав смеси, исходя из показаний других датчиков (массового расхода воздуха, открытия заслонки, температуры охлаждающей жидкости и др.). Когда же лямбда-зонд прогреется и вступит в работу, контроллер начинает ссылаться и на его данные.

Виды кислородных датчиков для ВАЗ-2110

В первых инжекторных модификациях ВАЗ-2110 применялся штатный датчик кислорода фирмы «Бош» с маркировкой 0 258 005 133. После 2004 года, когда «десятки» стали оборудоваться новыми системами впрыска «Январь 7.2» и «Бош M7.9.7», производители начали устанавливать модернизированный лямбда-зонд ВАЗ – 0 258 006 537. Его основным отличием от предыдущей модификации являлся керамический нагреватель, который потреблял гораздо меньше электроэнергии, но прогревал устройство намного быстрее.

Сегодня фирма «Бош» выпускает семь различных модификаций лямбда-зондов мощностью 12 и 18 Вт. Кроме показателей потребляемой энергии, эти датчики практически ничем не отличаются, разве что количеством контактов.

Где находится кислородный датчик

В автомобилях ВАЗ-2110 лямбда-зонд может располагаться по-разному. В старых модификациях «десяток» он крепится к верхней части приемной трубы (рядом с резонатором). В новых 1,6-литровых двигателях датчик кислорода ВАЗ-2110 расположен прямо на выпускном коллекторе.

Последние модификации «десяток» оснащаются двумя лямбда зондами. Первый датчик кислорода ВАЗ-2110 (16 клапанов) установлен до катализатора, а второй – за ним.

Ресурс лямбда-зонда и причины его выхода из строя

В среднем ВАЗовский лямбда-зонд может добросовестно трудиться 5-7 лет или 120-150 тыс. км пробега. Но это при условии нормальной эксплуатации автомобиля, исключающей постоянные перегрузки, некачественное топливо и езду по бездорожью.

Основные неисправности датчика кислорода «десятки» – это критический перегрев, возникающий при использовании плохого горючего, попадание внутрь устройства различных технологических жидкостей, отложение нагара на рабочих элементах, а также естественный износ, от которого не застраховано ни одно устройство.

Признаки неисправности лямбда-зонда

Как бы там ни было, но, если лямбда-зонд ВАЗ вышел из строя, его придется либо ремонтировать, либо менять. Но прежде чем приступить к этим работам, следует убедиться, что именно кислородный датчик стал причиной нарушения работы двигателя. Для начала рассмотрим основные симптомы его поломки. К ним относятся:

  • нестабильная работа силового агрегата (плавают обороты, двигатель глохнет после старта);
  • снижение динамики и тяговых свойств автомобиля;
  • увеличение расхода горючего;
  • характерное потрескивание, доносящееся со стороны датчика;
  • появление на панели приборов соответствующего сигнала, обозначающего ошибку в работе двигателя (при сканировании ЭБУ определяется ошибка с кодом Р0131).

Как проверить лямбда-зонд

Производить диагностику лямбда-зонда лучше всего с использованием специализированного оборудования в сервисном центре. Только так можно точно определить его неисправность, а также выяснить причины, по которым он вышел из строя.

В домашних условиях может быть осуществлена лишь примерная диагностика. А провести ее поможет обычный мультиметр, включенный в режиме вольтметра. Перед тем как проверить кислородный датчик, потребуется прогреть двигатель автомобиля до рабочей температуры. Далее мотор нужно заглушить и рассоединить разъем зонда.

Подключаем сигнальный провод датчика к плюсовому щупу мультиметра. Отрицательный контакт прибора присоединяем к «массе» автомобиля. Запускаем двигатель, нагружаем его до 2500 об/мин и смотрим на показания прибора. Если значение напряжения близко к 0,9 В, лямбда-зонд ВАЗ исправен и причину следует искать в другом месте.

Но если показания вольтметра ниже 0,8 В, скорее всего, датчик вышел из строя.

Новый датчик кислорода ВАЗ-2110: цена вопроса

Определив неисправность лямбда-зонда, можно не заморачиваться с попытками его ремонта, а сразу приобрести новый. Естественно, если вас не смутит его стоимость. Сколько же стоит новый датчик кислорода ВАЗ-2110? Цена, в зависимости от модификации зонда, варьируется от 1500 до 3500 рублей. Дорого? Ну а что вы хотели, платина и цирконий – недешевые металлы.

Возможен ли ремонт

В некоторых случаях вышедший из строя датчик можно попытаться восстановить. Но этот вариант применим лишь для тех случаев, когда причиной его поломки являются отложения нагара на рабочих элементах устройства. Продукты сгорания нарушают нормальную работу лямбда-зонда, искажая выходной сигнал. Для того чтобы самостоятельно избавиться от нагара на рабочих поверхностях датчика, нам потребуются:

  • ножовка по металлу;
  • тиски;
  • газовая горелка (можно использовать горелку бытовой газовой плиты);
  • чистая стеклянная емкость;
  • ортофосфорная кислота;
  • паяльник, флюс и припой.

Первым делом рассоединяем разъем датчика и выкручиваем его из посадочного места. Теперь его нужно распилить, ведь зонд не разбирается. Аккуратно зажимаем его в тиски и отпиливаем оба защитных колпачка, чтобы добраться до керамического стержня. Когда это будет сделано, нагреваем датчик над горелкой. Это необходимо для выжигания нагара. Ни в коем случае нельзя пытаться удалять продукты сгорания механическим путем. Так вы только навредите устройству.

После нагревательных процедур можно продолжить восстановление рабочих элементов датчика, поместив его в ортофосфорную кислоту. Она отлично растворяет нагар. Но не переусердствуйте. Держать зонд в кислоте не рекомендуется более 30 минут.

По окончании работ датчик необходимо собрать. Для этого потребуется припаять отпиленные колпачки к корпусу, используя паяльник, флюс и припой.

Обманка – альтернативный вариант лямбда-зонда

Существует еще один способ, позволяющий не приобретать новый кислородный датчик. И им пользуется большинство автовладельцев, столкнувшихся с проблемой поломки лямбда-зонда. Суть этого способа заключается в том, чтобы обмануть электронный блок управления, подсунув ему вместо рабочего датчика его эмулятор (обманку).

Реализовать такой нехитрый план можно тремя методами:

  • установить датчик таким образом, чтобы его рабочие элементы имели минимальный контакт с выхлопными газами;
  • внести изменения в программное обеспечение электронного блока управления двигателем;
  • изменить величину напряжения на сигнальном проводе кислородного датчика.

В первом случае между лямбда-зондом и приемной трубой или коллектором устанавливается специальная втулка (проставка). Это делается для того, чтобы отдалить контакты датчика от выхлопных газов. Разница потенциалов при этом на электродах зонда снижается, о чем он оповещает электронный блок управления.

Можно также перепрошить ЭБУ, установив на него измененное программное обеспечение, которое не будет реагировать на выход кислородного датчика из строя. Чтобы не навредить электронике автомобиля, проводить подобные процедуры рекомендуется с привлечением профильных специалистов.

Обмануть контроллер можно и путем изменения величины напряжения на сигнальном проводе датчика. Для этого используются различные самодельные электронные устройства, устанавливаемые в разрыв проводника.

Источник: https://FB.ru/article/277585/datchik-kisloroda-vaz--gde-nahoditsya-vozmojnyie-neispravnosti-kak-proverit

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто-мастерская онлайн